ФОРУМ по книгам Рины Аньярской
[ Обновления в темах · Жители Мира · Этикет · Розыск · RSS ]

Форум по книгам Рины Аньярской

Пт, 29.03.2024, 08:57
Доброе утро, Гость!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Смарточка, Mylady, gudrun  
Главная страница Форума » В гостях у Рины » История: мифы и реальность » Культура и традиции » Воспитание мальчиков 16-19 вв.
Воспитание мальчиков 16-19 вв.
ИсторикДата: Чт, 12.04.2018, 13:40 | Сообщение # 1
Библиотекарь
Сухой пергамент
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 128
Награды: 55
Статус: В реале
В этой теме будем говорить о том, каким, в понимании наших предков, должен быть стать настоящий мужчина и как юношей к этому готовили, чему их обучали, что входило в ряд обязательных предметов для сына дворянина.

ps
Если тащите оригинальный текст с чужого сайта, указывайте источник, но некликабельно.


Что было, что будет, что есть...
 
СмарточкаДата: Ср, 25.04.2018, 18:14 | Сообщение # 2
Эксперт
Кудесница
Группа: Магистры
Сообщений: 872
Награды: 65
Статус: В реале
Мне что-то вспомнились бурсы... И как ребят жёстко в них держали.
 
MyladyДата: Чт, 26.04.2018, 12:05 | Сообщение # 3
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 799
Награды: 67
Статус: В реале
Смарточка, мне тоже "Очерки бурсы" Помяловского вспомнились...

Класс кончился. Дети играют.
Огромная комната, вмещающая в себе второуездный класс училища, носит характер
казенщины, выражающей полное отсутствие домовитости и приюта. Стены с
промерзшими насквозь углами грязны – в чернобурых полосах и пятнах, в
плесени и ржавчине; потолок подперт деревянными столбами, потому что он
давно погнулся и без подпорок грозил падением; пол в зимнее время
посыпался песком либо опилками: иначе на нем была бы постоянная грязь и
слякоть от снегу, приносимого учениками на сапогах с улицы. От задней
стены идут
парты(учебные столы); у передней стены,
между окнами, стол и стул для учителя; вправо от него – черная учебная
доска; влево, в углу у дверей, на табурете – ведро воды для жаждущих; в
противоположном углу – печка; между печкой и дверями вешалка, на спицах
которой висит целый ряд тряпичный: шинели, шубы, халаты, накидки разного
рода, все перешитое из матерних капотов и отцовских подрясников, –
нагольное, крытое сукном, шерстяное и тиковое; на всем этом виднеются
клочья ваты и дыры, и много в том месте злачнем и прохладном паразитов,
поедающих, тело плохо кормленного бурсака. В пять окон, с пузырчатыми и
зеленоватыми стеклами, пробивается мало свету. Вонь и копоть в классе;
воздух мозглый, какой-то прогорклый, сырой и холодный.
Мы берем училище в то время, когда кончалсяпериод насильственного образованияи начинал действовать
закон великовозрастия. Были года – давно
они прошли, – когда не только малолетних, но и бородатых детей по
приказанию начальства насильно гнали из деревень, часто с дьяческих и
пономарских мест, для научения их в бурсе письму, чтению, счету и
церковному уставу. Некоторые были обручены своим невестам и сладостно
мечтали о медовом месяце, как нагрянула гроза и повенчала их с
Пожарским, Меморским, псалтырем и обиходом церковного пения, познакомила
с
майскими(розгами), проморила голодом и
холодом. В те времена и в приходском классе большинство было взрослых, а
о других классах, особенно семинарских, и говорить нечего. Достаточно
пожилых долго не держали, а поучив грамоте года
три-четыре, отпускали
дьячить; а ученики помоложе и поусерднее к науке лет под тридцать, часто с лишком, достигали
богословскогокурса (старшего класса
семинарии). Родные с плачем, воем и причитаньями отправляли своих
птенцов в науку; птенцы с глубокой ненавистью и отвращением к месту
образования возвращались домой. Но это было очень давно.
Время перешло. В общество мало-помалу проникло сознание – не пользы науки, а
неизбежности ее. Надо было пройти хоть приходское ученье, чтобы иметь
право даже на пономарское место в деревне. Отцы сами везли детей в
школу, парты замещались быстро, число учеников увеличивалось и наконец
доросло до того, что не помещалось в училище. Тогда изобрели знаменитый
закон великовозрастия. Отцы не все еще
оставили привычку отдавать в науку своих детей взрослыми и нередко
привозили шестнадцатилетних парней. Проучившись в четырех классах
училища по два года, такие делались
великовозрастными; эту причину отмечали в
титулкеученика (в аттестате) и отправляли
за ворота(исключали). В училище было до
пятисот учеников; из них ежегодно получали титулку человек сто и более;
на смену прибывала новая масса из деревень (большинство) и городов, а
через год отправлялась
за воротановая сотня. Получившие титулку
делались послушниками, дьячками, сторожами церковными и консисторскими
писцами; но наполовину шатались без определенных занятий по епархии, не
зная, куда деться со своими титулками, и не раз проносилась грозная
весть, что всех безместных будут верстать в солдаты. Теперь понятно,
каким образом поддерживался училищный комплект, и понятно, отчего это в
темном и грязном классе мы встречаем наполовину сильно взрослых.


Филолог, литературный редактор, литературовед
 
MyladyДата: Ср, 12.09.2018, 21:39 | Сообщение # 4
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 799
Награды: 67
Статус: В реале
Увидела сейчас в ВК и не смогла не притащить сюда:

9 принципов дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке.

Вокруг русских дворян сложился образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в тоже время мужественные. Наверняка и среди них встречались люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры являлись жизненно важными.

Княжны и графы. Их стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик – результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь не существует. И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного Болконского.

Чувство собственного достоинства

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином – изволь соответствовать – быть храбрым, честным, образованным и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким. Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести», согласно тогдашним представлениям «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию.

Храбрость 

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.

Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что будучи девочкой боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?» Потом он добавил: «А ты, если хочешь, чтобы я тебя любил и считал своей сестрой, будь смелой. Запомни: постыднее трусости порока нет». Пожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо, если вы, конечно, стремитесь вырастить княжну.

Физическая сила и ловкость

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.

Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.

Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.

Забота о внешнем виде

«Быть можно дельным человеком, И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы знаете. Дворянские дети, обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим! «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд.

Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».

Умение «нравиться»

В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

До более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет?

Скромность 

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.

Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».

Уместная, вежливая речь

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.)

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая её – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

По материалам книги Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина»
Источник.


Филолог, литературный редактор, литературовед
Сообщение отредактировал Mylady - Чт, 13.09.2018, 21:39
 
АндромедаДата: Чт, 13.09.2018, 09:10 | Сообщение # 5
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1005
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата Mylady ()
кому многое дано, с того много и спросится

Согласна!

Цитата Mylady ()
«честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию. 

" Честь - это твое достоинство, как ты его понимаешь" (с)

Цитата Mylady ()
постыднее трусости порока нет

Да, трусость не любили и обвинение в трусости было самым страшным для мужчины.
Интересно, что было бы Джерому, если Токкинс услышал бы его обвинение в трусости в свой адрес.
Собственно, понятно теперь, почему во второй книге Ирена прёт, как танк, на берег, чтобы вступить в схватку с Токкинсом.

Цитата Mylady ()
Самообладание
Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости

Вот да... Этому теперь не научить!

Цитата Mylady ()
сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг. 

Вот поэтому Райт может позволить себе страдать только в Эшере. Да и Джером, чтобы зализать раны, исчез из поля зрения придворных .
Ирена, кстати, отлично держится! Намного лучше у нее получается прятать эмоции.


С уважением, Второй Белинский
 
МаргоДата: Чт, 13.09.2018, 16:51 | Сообщение # 6
Поклонник
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 1040
Награды: 110
Статус: В реале
Что ни говори, а воспитывать раньше умели...

Не всё то золото, что блестит...
 
MyladyДата: Чт, 13.09.2018, 21:41 | Сообщение # 7
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 799
Награды: 67
Статус: В реале
АндромедаМарго, да, когда знаешь принципы воспитания прошлых веков, понимаешь, почему они вели себя иначе, не так, как сегодняшние люди.

Филолог, литературный редактор, литературовед
 
Маша_СтарДата: Пт, 14.09.2018, 00:08 | Сообщение # 8
Активный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 496
Награды: 35
Статус: В реале
Mylady, теперь понятно, почему Райт уходит под вяз, когда ему надо со своими чувствами справиться.

Быть собой - это счастье!
 
АндромедаДата: Вс, 16.09.2018, 11:24 | Сообщение # 9
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1005
Награды: 105
Статус: В реале
Маша_Стар, и, кстати, в связи с тем же понятно, почему он предлагает Мелани говорить при всех .
Но, когда узнает весть о матери, всё-таки меняется в лице!
То ли потому что подсознательно понимает, что его никто ничего не видит, то ли потому, что мама была дня него слишком близким человеком.
Кстати, вспомните, как король реагирует на вести о заговоре - стоически спокойно выслушивает Джона и уточняет известные детали, словно речь идёт не о покушении на жизнь его единственного ребенка!


С уважением, Второй Белинский
 
МаргоДата: Пн, 17.09.2018, 16:31 | Сообщение # 10
Поклонник
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 1040
Награды: 110
Статус: В реале
Цитата Андромеда ()
Кстати, вспомните, как король реагирует на вести о заговоре - стоически спокойно выслушивает Джона и уточняет известные детали, словно речь идёт не о покушении на жизнь его единственного ребенка!

Да! У короля - выдержка! Это вам не киношный Ла Моль, который истерит, словно девочка, и посуду бьёт....


Не всё то золото, что блестит...
 
Чибис_на_КрышеДата: Вт, 18.09.2018, 14:01 | Сообщение # 11
Активный Читатель
Счастье - под крышей, мир - на земле!
Группа: Дворяне
Сообщений: 478
Награды: 23
Статус: В реале
как интересно... то есть было нормально: не демонстрировать свои чувства? а сейчас за такое обвинят в бездушии или лицемерии.

Нет ничего невозможного
 
АндромедаДата: Ср, 19.09.2018, 09:28 | Сообщение # 12
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1005
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата Марго ()
Это вам не киношный Ла Моль, который истерит, словно девочка, и посуду бьёт....

Да, кино снимали дети советского союза, которым неоткуда было знать, как ведут себя потомственные аристократы.


С уважением, Второй Белинский
 
МаргоДата: Чт, 20.09.2018, 18:38 | Сообщение # 13
Поклонник
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 1040
Награды: 110
Статус: В реале
Цитата Андромеда ()
кино снимали дети советского союза, которым неоткуда было знать, как ведут себя потомственные аристократы.

Согласна, и поэтому я поклонник книги. Дюма жил ещё в те времена, когда воспитание много значило.


Не всё то золото, что блестит...
 
АндромедаДата: Пт, 21.09.2018, 09:09 | Сообщение # 14
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1005
Награды: 105
Статус: В реале
Марго, а ещё вспомнила Тургенева - " Первая любовь" , "Дворянское гнездо".... И Толстого - "Детство, отрочество, юность". Как там юношество представлено!

С уважением, Второй Белинский
 
МаргоДата: Пн, 24.09.2018, 18:47 | Сообщение # 15
Поклонник
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 1040
Награды: 110
Статус: В реале
Андромеда, главное не вспоминать "Отцы и дети" biggrin

Не всё то золото, что блестит...
 
АндромедаДата: Вт, 25.09.2018, 08:51 | Сообщение # 16
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1005
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата Марго ()
главное не вспоминать "Отцы и дети"

lol


С уважением, Второй Белинский
 
Главная страница Форума » В гостях у Рины » История: мифы и реальность » Культура и традиции » Воспитание мальчиков 16-19 вв.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сегодня форум посетили: