ФОРУМ по книгам Рины Аньярской
[ Обновления в темах · Жители Мира · Этикет · Розыск · RSS ]

Форум по книгам Рины Аньярской

Чт, 28.03.2024, 15:18
Добрый день, Гость!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Смарточка, Mylady, gudrun  
Главная страница Форума » В гостях у Рины » История: мифы и реальность » Культура и традиции » Протестанты (Об религии Реформатской церкви)
Протестанты
ИсторикДата: Ср, 13.11.2019, 14:27 | Сообщение # 1
Библиотекарь
Сухой пергамент
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 128
Награды: 55
Статус: В реале
В преддверии выхода в свет романа-противостояния "Надежда умирает последней", в котором остро  встает вопрос веры и религии в период Тридцатилетней войны в европе,  администрация Форума решила заняться просветительской деятельностью.

Читатели смогут заранее ознакомиться с особенностями обрядов и таинств у членов протестантских общих, узнали о различиях между конфессиями а также о той разнице, которая существовала между течениями протестантизма и существует до сих пор.


Что было, что будет, что есть...
 
ИсторикДата: Ср, 13.11.2019, 14:28 | Сообщение # 2
Библиотекарь
Сухой пергамент
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 128
Награды: 55
Статус: В реале
Богослужение, таинства и праздники в протестантизме



Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.

Богослужение

Из чего состоит протестантское богослужение?
Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.

Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений?
Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».
Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией.
В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.
Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.

Регламентировано ли протестантское богослужение?
Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины.
Принципиально спонтанно богослужение квакеров.

Есть ли иконы у протестантов?
Принципиально – нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.

Есть ли музыка на протестантском богослужении?
У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.
У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда – даже в стиле «рэп» и «метал»).

Таинства

Есть ли понятие «таинство» у протестантов?
Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.  

Сколько таинств у протестантов?
Семь – у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства).
Три – у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие).
Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев – просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии - только обрядами. 

Крещение

Кого могут крестить протестанты?
Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей. 

Крестят ли протестанты детей?
Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей.
Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет).
Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.

Как крестят протестанты?
Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление.
В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением.
У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду. 

Причастие/хлебопреломление

Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа?
Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами. 

Кто допускается к причастию?
Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.

Как совершается причастие у протестантов?
Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина - виноградный сок).
У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.

Священство

Как понимается священство у протестантов?
Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства. 

Существует ли при этом церковная иерархия?
У квакеров принципиально нет никакого священства.
В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат. 
У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина).
У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ – только руководитель отдельной общины.
У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная – в Северной Америке.
У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ). 
Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру: 
• Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;
• Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,пастор, общинный евангелист, священник;
• Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.

Кто назначает священнослужителей у протестантов?
У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения – присваивает звания).
У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей. 

Как происходит избрание священнослужителя у протестантов?
Путем назначения – у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) – у всех остальных.
У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию. 
После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук.
У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину. 

Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование?
У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору – учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно.
Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).

Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения?
У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические.
У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние).
А Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму.
В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм.
Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой). 

Признается ли у протестантов женское священство?
К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения.
В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин.
У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой.
В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.

Обряды

Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание?
В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации – публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве - перед крещением).
Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 – у англикан.
У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан – епископ.
В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол. 

Есть ли исповедь у протестантов?
В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции.
Обязательна у гернгутеров (перед причастием).

Что собой представляет исповедь?
Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику.
У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха. 

Есть ли у протестантов венчание?
Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.

Как проходит венчание?
У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви.
Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы – произвольные. 

Как проводятся похороны у протестантов?
Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический.
В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения.
В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы.
Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация. 
Церемонию похорон проводит пастор, обычно - в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым.
За упокой не молятся. 

Праздники

Есть ли у протестантов праздники?
Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).

Какие праздники отмечает большинство протестантов?
Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу. 

Есть ли специфические протестантские праздники?
У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших.
Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации – 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации. 
Лютеране и  баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь).
Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения.
Гернгутеры празднуют день основания своей общины - 1 марта, день обновления общины - 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем - 6 июля.

Исходник.


Что было, что будет, что есть...
 
МаргоДата: Ср, 13.11.2019, 20:44 | Сообщение # 3
Поклонник
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 1040
Награды: 110
Статус: В реале
Надо же, значит, все 7 таинств признают. А я думала, что все протестанты отвергают причастие.

Не всё то золото, что блестит...
 
Маша_СтарДата: Чт, 14.11.2019, 16:03 | Сообщение # 4
Активный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 496
Награды: 35
Статус: В реале
Цитата Историк ()
Есть ли исповедь у протестантов?
В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции.

Всё-таки есть, значит!


Быть собой - это счастье!
 
СмарточкаДата: Сб, 16.11.2019, 11:00 | Сообщение # 5
Эксперт
Кудесница
Группа: Магистры
Сообщений: 872
Награды: 65
Статус: В реале
Историк, спасибо!
 
AlyDonnaДата: Вс, 17.11.2019, 21:16 | Сообщение # 6
Внимательный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 264
Награды: 21
Статус: В реале
Спасибо за просвещение!
 
ИсторикДата: Ср, 27.11.2019, 10:09 | Сообщение # 7
Библиотекарь
Сухой пергамент
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 128
Награды: 55
Статус: В реале
Протестанты: кто это  и во что верят?

Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов? 
Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел). 

Откуда взялся термин? 
Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора.
Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации. 

Во что верят протестанты?
В основе протестантизма лежат пять«только»:
  • человек спасается только верой («только верой», sola fide)
  • верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus); 
  • человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia); 
  • добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);
  • авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам?
Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. 
С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др.  Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации. 

А кого не относят? 
Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит?
Последовательно рассмотрим историю протестантизма.

Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству.
В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»). 

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих).
Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов.
С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви. 

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII.
Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. 
Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением.
Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении.

В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими.
Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы.

В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического  наследия в духе идей Кальвина.

Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США. 

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям.

В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста.

От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме.

В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных».
В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей.
В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией.
Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.). 

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании  в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм).
В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня.

Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей.

В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей.
Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. 
Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство.
Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему).

На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии.

Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами.

Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость.

В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей. Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам.

Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п.
В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Оксана Куропаткина

Оригинал текста здесь.


Что было, что будет, что есть...
 
АндромедаДата: Ср, 27.11.2019, 10:33 | Сообщение # 8
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1005
Награды: 105
Статус: В реале
Историк, обалдеть! Я про половину даже не слышала!

С уважением, Второй Белинский
 
МаргоДата: Ср, 27.11.2019, 14:10 | Сообщение # 9
Поклонник
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 1040
Награды: 110
Статус: В реале
Иными словами, лютеране и кальвинисты положили начало расколу. Англичане (англикане), как обычно, сами по себе. А все остальные направления - производные от этих трёх.

Не всё то золото, что блестит...
 
ИсторикДата: Чт, 28.11.2019, 14:47 | Сообщение # 10
Библиотекарь
Сухой пергамент
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 128
Награды: 55
Статус: В реале
МаргоАндромеда, Это самое разветвленное христианское учение, оттого, вероятно, и самое многочисленное.

Что было, что будет, что есть...
 
Маша_СтарДата: Сб, 30.11.2019, 18:31 | Сообщение # 11
Активный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 496
Награды: 35
Статус: В реале
Кальвинисты, как я понимаю, более радикальные.

Быть собой - это счастье!
 
MyladyДата: Пн, 02.12.2019, 15:47 | Сообщение # 12
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 799
Награды: 67
Статус: В реале
Цитата Маша_Стар ()
Кальвинисты, как я понимаю, более радикальные.
По сравнению с лютеранами и англиканами, да.
А вот пуритане и им самим фору дадут.


Филолог, литературный редактор, литературовед
 
Маша_СтарДата: Пт, 06.12.2019, 22:10 | Сообщение # 13
Активный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 496
Награды: 35
Статус: В реале
Цитата Mylady ()
пуритане и им самим фору дадут.

Кажется, есть такое произведение - "Пуритане", да? deal


Быть собой - это счастье!
 
Главная страница Форума » В гостях у Рины » История: мифы и реальность » Культура и традиции » Протестанты (Об религии Реформатской церкви)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сегодня форум посетили: