Полагаю, среди любителей исторических романов найдётся довольно много поклонников искусства фехтования.
В те годы, о которых идёт речь в "Наследии" шпага - уже не первое оружие мужчины (появились пистолеты и мушкеты), но всё ещё такое, которое призвано отстоять честь дворянина и спасти ему жизнь в ближнем бое.
Дуэлей в чистом виде в романах, пожалуй, нет. Не тот это немного жанр для выяснения отношений, да и Англия - не Франция, как известно. За убийство лорда тут просто голову с плеч сносили. Но зато хватает стычек и поединков между противоборствующими сторонами.
Схватки героев на холодном оружии - это отдельная история в истории! Чего стоят поединки Двух Джонов - как красиво выписана каждая их "дуэль". А схватки "красных" и "чёрных" или битва во Франции?
Я читал эти моменты с замиранием сердца и чётко представлял себе каждое движение противников.
Очень хочется всё это снять! Если найдётся шпажисты среди форумчан, призываю воплотить в жизнь поединки персонажей!
Фехтование очень подробно прописано. Я вот не соображаю в нём ничего, но сноски подсказывают, как выглядела картина боя. Особенно, даже больше всего, понравилось, как расписана битва за Штарля... Когда ребятам не хватало "рук". И Рей так здорово командовал там! Автор специально оставил отряд без Райта и Остина Вендера. В меньшинстве им было очень сложно выкручиваться. За этим боем я - девочка - следила с замиранием сердца! Чтобы уловить действия каждого рыцаря. Я очень переживала, что им достанется. Робина жаль. Толком не бился, а руку сломал. Это я, Солнышко!
Давайте вспомним первую битву между Джоном Кеннеди и Джоном Райтом:
Незнакомец в красном салютовал Чёрному Джону. Бандит ответил тем же, и они скрестили шпаги. <...> Даже неопытные в фехтовании горожане прекрасно понимали, что преимущество было на стороне мужчины в красном костюме. Он хладнокровно отражал атаки атамана, практически уходя в глухую защиту, и даже не сдвигался со своего места. Чёрный Джон же только и делал, что кружил вокруг противника, хоть и наносил чёткие, сильные удары. Мышцы лица «красного» были расслаблены, выражение – стоически спокойным. Но вдруг он сам сделал резкий выпад и стал атаковать врага, по-видимому, решив, что пора заканчивать эту бессмысленную игру, исход которой был ясен всем уже давно. <...> Разбойник уступал своему противнику, хотя умело использовал французскую технику фехтования, но было видно, что он уже порядком устал. Второй Джон почему-то не прекращал битву, а каждый раз после поражения атамана благородно давал ему возможность собраться с силами и продолжить бой. <...> – Сдавайся, – произнёс, наконец,мужчина в красном. – Нет! – крикнул атаман и снова набросился на противника, сделав глубокий выпад. Но Чёрный Джон промахнулся (а может, «красный» и не пытался ставить парад[1],попросту уклонившись от укола в незаметном вольте[2]?) и,потеряв равновесие, упал ничком. Быстро перевернувшись на спину, он понял, что проиграл – у его шеи оказался клинок врага. Разбойник пробормотал: – Очень хорошо…
[1]Парад – защита в фехтовании от удара противника.
Кто знает, что такое Французская техника? Вернее приёмы и позитуры, которые использовали последователи французской школы? Французы были очень сильны в фехтовании и едва ли уступали основателям искусства владения холодным оружием - итальянцам.
Чем различались эти школы? Чтобы понять, нужно знать теорию Но начинать надо с азов. То есть - с начала)))
Для тех, кому это интересно, предлагаю посмотреть поучительный ролик -лекцию от Студии европейского историко-сценического фехтования "Силуэт", которая так и называется "Итальянская школа фехтования":
Кто больше любит читать, может ознакомиться с текстовым материалом под катом:
В Италии зародилась эпоха Возрождения. Основная идея этого интеллектуального движения — улучшение человеческой природы через изучение античной литературы (литература древних греков и римлян). И первый кодексы чести (дуэльные кодексы) также появились в Италии.
В XVI веке политическая ситуация в Италии была достаточно сложной. Во время Итальянских войн (1494-1559) произошла серия военных конфликтов между Францией, Испанией и Священной Римской империей с участием других государств Западной Европы за обладание Италией и гегемонию в Европе и Средиземноморье. В это же время происходит процесс преобразования меча в шпагу. А значит и появление трактатов по технике владения этим оружием. Уделяется внимание технике работы на следующем оружии: меч, тяжелая шпага, шпага и дага, шпага и плащ, шпага и баклер (маленький щит).
Первым из таких трактатов принадлежит перу итальянского мастера фехтованияАхилло Мароццо (1536 г.).
Второй трактат написал Камилло Агриппа (1553 г.), научно обосновав преимущество техники укола над рубящими ударами и защитных позиций над сложным маневрированием. В его трактате описан принцип: ‘Il piede sostiene la mano, la mano difende il piede’ (‘the foot supports the hand, the hand defends the foot’), одновременность руки и ноги (рука защищает ногу, нога поддерживает руку), который мы применяем в нашей школе.
Можно выделить основные принципы итальянской школы фехтования (16-17 вв):
работа в кругу (перемещения во все стороны), постоянная смена линии боя.
широкие фехтовальные стойки со смещенным центром тяжести
множество различных уклонений корпусом
в позитурах рука с оружием выпрямлена, чтобы держать противника как можно дальше от себя.
характерно построение оппозиции на атаку противника
Особенно интересна для нас работа итальянского мастера Родольфо Капо Ферро де Кальи (1610г.) В которой подробно описаны принципы фехтованием парным оружием шпага + дага.
У Капо Ферро разобрано много фехтовальных ситуаций, к ним даны комментарии и рисунки. Для того чтобы понять конечную позитуру, которая изображена на гравюре, необходимо разобраться с предыдущими фехтовальными действиями, что возможно только на практике, держа в руках аутентичное оружие.
Давайте вспомним первую битву между Джоном Кеннеди и Джоном Райтом
Да уж, поединок, за которым с замиранием сердца следили все присутствующие... Ролик пока не посмотрю - на работе. А вот текст почитаю, спасибо! С уважением, Второй Белинский
Mylady, спасибо, заложила в видео в закладки - проснулся во мне какой-то авантюрный дух! Захотелось вдруг понимать, почему она именно так шпагами машут, а не иначе . Не всё то золото, что блестит...
Читая текст саги, я задумалась, какими именно видами холодного оружия фехтовали герои наследия.
Для начала 17 века характерны:
шпага
абордажная сабля
рапира
В тексте первых 3 книг называются только шпаги и лишь на уроке фехтования Джером упоминает рапирную технику, которую показывает принцессе Князь Штарль.
А вот про абордажные сабли нет пока и речи... Хотя именно таковой должен был пользоваться Лоренс Блэк.
Что это за сабля и чем она отличается он классической шпаги?
Читаем ответ в статье специалистов Абордажная сабля
В 16 веке в результате освоение новых земель (открытие Нового Света) происходит рассвет пиратства. Монополию испанцев на торговых морских путях оспаривали их многочисленные враги, среди которых конечно были и свободные морские разбойники.
У искателей приключений было любимое, а значит удобное оружие — абордажная сабля, т.к. специфика морской схватки требовала более короткого и надежного клинка. Абордажная сабля выделяется в отдельное класс благодаря своим коротким, но широким клинком; массивной чашеобразной гардой, которая полностью защищает руку.
Клинок абордажной сабли изогнутый, что увеличивает эффективность его поражающих свойств по сравнению с прямым клинком: глубина проникновения криволинейной поверхности значительно больше. (с) fehtovanie-spb.ru
А теперь копнем чуть глубже: Европейская сабля
Сабля изначально являлась кавалерийским оружием, а точнее конных народов, легкой, не бронированной кавалерии. Чем сильнее латы отходили на задний план в связи с учащающимся применением огнестрельного оружия, тем шире распространялась сабля. Отличие сабли от кривого меча:
у сабли изогнутый однолезвийный клинок и асимметричная рукоять, в большинстве случаев изогнутая в обратную сторону от клинка, что обеспечивает лучшую передачу усилия от сустава руки на оружие.
у кривого меча характерный изогнутый однолезвийный клинок и прямая симметричная рукоять. Клинок, чаще всего, шире и тяжелее, чем у сабли.
Специфика изогнутого клинка:
имеет явно большее режущее действие, чем прямое. Это связано с тем, что лезвие при одной и той же длине клинка из-за искривления становится длиннее.
при ударе врезается в тело сильнее, чем прямой.
сильно затрудняет колющий удар.
Из истории распространения сабли в Европе известно следующее:
В средние века (эпоха в истории от V до XV века) сабля была распространена в основном на Востоке и в Восточной Европе. Татарские конные народы — авары, впервые завезли саблю в Европу.
В позднем Средневековье и в начале Возрождения, европейские народы все больше втягиваются в борьбу с конными народами Востока.
В XVIII веке сабля стала модным оружием во всей Европе.
Сабли различаются по виду рукояти, а также по изгибу и весу клинка. Исходя из этих особенностей есть различия и в технике фехтования. Как пишет Войцех Заблоцкий в своей книге «Сабли мира» (это его личное исследование по классификации сабель): Венгр бил наотмашь, русский сверху, турок к себе, а поляк махал на книж (krzyz — крест). Польское владение саблей основывалось на крестообразной манере, т.е. на двух быстро следующих один за другим ударах с левой стороны наискосок направо и наоборот.
(с) siluett.spb.ru
ps Контент согласован с администрацией Портала и не является рекламным.
Продолжение следует Филолог, литературный редактор, литературовед
Сообщение отредактировал Mylady - Пт, 11.05.2018, 12:10
kate, спасибо за отзыв! Я могу его разместить в тему официальных отзывах о "ШД"?
Конечно, мне будет приятно.
Добавлено (13.05.2018, 10:51) --------------------------------------------- Mylady, кстати, надо отметить, что мы с детства неправильно представляем себе шпагу тоненькой - из-за фильмов "Три мушкетёра" и " Гардемарины". Там у ребят они просто изгибаются, как прутики. А ведь получается, что на картинках совсем другое оружие, больше похожее на меч!
Premier, это к Миледи Я могу только сказать, что бой получился напряжённым именно из-за того, что противники были при разном оружии. Не всё то золото, что блестит...
Ни у кого нет желания обсудить тут бой Ирены с кузеном, когда он забывает, что у него в руке вовсе не тренировочное оружие?У кузена там не голова думала, а кое-что другое, поэтому он и проиграл в итоге. Хотя в целом бой длился очень долго и оказался достаточно напряженным, чтобы у Джерома вены вздулись опять.
У Ирены и Джерома во Франции у раках вроде бы обычные шпаги, да? Чем шпага от рапиры отличается? Джером в 3 книге упоминал, что он лучший на шпаге. а рапиру плохо знает (вчера перечитывала тренировочный бой Ирены со Штарлем) Не всё то золото, что блестит...