В гостях у Рины – Литературный салон (Осторожно - СПОЙЛЕРЫ!) – Образ женщины в английской литературе
[ Обновления в темах · Жители Мира · Этикет · Розыск · RSS ]

Форум по книгам Рины Аньярской

Пн, 20.09.2021, 15:15
Добрый день, Гость!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Евгения, Mylady, Андромеда  
Главная страница Форума » В гостях у Рины » Литературный салон (Осторожно - СПОЙЛЕРЫ!) » Наши обсуждения » Образ женщины в английской литературе (По мотивам...))
Образ женщины в английской литературе
MyladyДата: Пн, 16.08.2021, 12:07 | Сообщение # 1
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 747
Награды: 66
Статус: В Мире
Из  обсуждений тема главной героини саги "Кусочки" и сравнения ее с различными русскими типами женщин выросла настоящая потребность поговорить о типичных английских женских образах.

С этого и  начнем данную ветку обсуждений.

1. Средневековье.
Женщина по определению не может быть главным действующим лицом в героической балладе.
Герой – в первую очередь мужчина, воин. Позже появляется особый тип персонажа, определенная литературная конструкция: «сильная женщина», «дева щита», чья независимость выражается в неженском пристрастии к битвам. Ее сопротивление патриархальной власти – это исторический контраст, больше реакция на бесправие женщины, чем попытка вернуться к матриархальному состоянию общества.

На долю женщины выпадают баллады любовного и фантастического содержания; произведения, построенные по принципу «песни-загадки» (riddle-song), наподобие «Jennifer, Gentle and Rosemary», где умная и сообразительная девушка посрамляет заносчивого посягателя – и баллады, которые условно можно назвать историческими. Женские персонажи в любовных (романтических) балладах иллюстрируют собой определенные сдвиги в человеческом сознании. («Молодой Масгрейв и леди Бернард»).

Историческая баллада «Мэри Гамильтон» является одной из наиболее известных баллад о преступлениях в высшем свете. В балладах о Мэри Гамильтон, по крайней мере, в некоторых из них (тех, что стали наиболее популярными), есть характер, индивидуальность, а не просто персонаж, совершающий ряд поступков. Грусть девушки, ее тщетные обращения к безвольному королю, ее скорбь и нежность при мысли о покинутом доме, ее упреки неблагодарной и жестокой королеве и знаменитая заключительная строфа с ее пафосом («Вчера нас четверо было при ней…») - все это превращает Мэри Гамильтон из «персонажа» в «героя».

2. Шекспир.
Женские образы в творчестве Шекспира Женские образы в произведениях Шекспира очень важны. Они являются отражением эпохи, когда правила королева Елизавета I, величайшая королева Англии, победительница непобедимой испанской армады, превратившая страну в мощную, процветающую державу. Для героинь Шекспира характерна решимость, готовность бороться за своё счастье.

Леди Макбет очень красива, пленительно женственна, завораживающе притягательна. Не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания: она в полном смысле слова «железная леди».

Образ Офелии – один из ярчайших примеров драматургического мастерства. Покорность отцу остаётся главной чертой её характера. Любовь Офелии - её беда. У неё отсутствует воля и самостоятельность. Она поддалась на уловку отца и не стала бороться за счастье. Она предала.

Корделия чиста духом, чуть-чуть своенравна. Трогает молчаливой нежностью. Очень стыдлива и ненавидит пустословие, ей дано только плакать. Печальная горечь, с которой Корделия намекает на лицемерие сестер, порождена нежностью. Её душа изливается в справедливейшем негодовании и вместе с тем обнаруживает все свое благородство в словах.

Джульетта любит впервые, и любит со всей безраздельностью. Любовь ее соткана из правды и здоровья. Она не может существовать без любимого человека. Она любит, думает, действует. Причиной смерти стала обстановка в обществе, в котором она жила.

Дездемона, несмотря на силу своей страсти, не теряет самосознания и сохраняет власть над своими поступками. Любовь к Отелло — самая большая правда для Дездемоны. Во имя этой правды она готова обмануть родного отца; во имя этой правды она, умирая, предпринимает последнюю попытку спасти своего возлюбленного. Эта великая правда любви делает Дездемону одним из самых героических женских образов во всей шекспировской драматургии.

Источник ( и я с ним согласна, просто самой писать лень).

А дальше - большой пробел вплоть до конца 18 века. В 17 столетии англичанам было несколько не до литературы... Произведения этого времени носят две направленности: это или духовная литература, или поэзия. В них нет места женским образам. Как и возможности разбираться в тонкостях душевной организации людей вообще. Революция и войн а не оставляют шансов искусству.


Филолог, литературный редактор, литературовед
 
MyladyДата: Пн, 16.08.2021, 12:14 | Сообщение # 2
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 747
Награды: 66
Статус: В Мире
3. Литература конца конца ХVIII - ХХ веков

В «мужской» литературе XIX века положительные образы женщин становятся предметом почти беспредельной идеализации.

Так, уже в романе В. Скотта «Айвенго» англо-саксонская красавица Ровена является идеализированным воплощением женской пассивности, мягкости, неспособности к сопротивлению, в отличие от еврейской красавицы Ревекки, обладающей большими знаниями и жизненной стойкостью.

В произведениях Ч. Диккенса встречается множество идеально добродетельных, добрых, пассивных героинь из разных слоев общества (Роз Мейли в «Приключениях Оливера Твиста», Флоренс Домби в «Домби и сыне», Агнесс в «Дэвиде Копперфильде» и др.) Эти героини при всей своей мягкости, тем не менее, волей автора, строго придерживаются норм морали. Именно диккенсовские героини наиболее полно соответствуют викторианскому образцу поведения женщины

Лишь некоторым авторам удается выйти за рамки стереотипизации женских образов на уровне авторского отношения.
Таковы Ребекка Шарп и Эмилия Седли в «Ярмарке Тщеславия» У.Теккерея,
 Мэрион Голкомб в «Женщине в белом» У. Коллинза,
Тэсс в «Тэсс из рода Д’Эрбервилей» Т. Гарди.

Здесь стереотипные образы охотницы за женихами, положительной героини, компаньонки и падшей женщины находят свое более сложное воплощение. В то же время, сюжет всякий раз разрешается торжеством добродетели и наказанием порока.

В «женской» литературе изображение женщины более правдоподобно, здесь тема семьи, замужества выдвигается на первый план. Проблема замужества для английской женщины стояла необыкновенно остро.

Вся полнота драматизма ситуации с замужеством раскрывается в романе Д. Остен «Гордость и предубеждение», написанном еще до наступления викторианской эпохи, где на примере семьи, которой не посчастливилось иметь пять дочерей, да еще не обремененных приданным, демонстрируются практически все возможные варианты замужества.

В романах сестер Бронте появляется новый тип женщины сильной, резкой, с неоднозначной внешностью («сложной» красотой), с выраженным характером, которая не просто на многое идет ради женской самореализации в семейной жизни (любви), но и просто обязана это делать («Джейн Эйр» Шарлоты Бронте, «Грозовой перевал» Эмилии Бронте).

Гораздо более социально типизированными являются сатирические женские образы, отличительной чертой которых является отсутствие красоты или/и молодости, что делает их приверженность добродетели избыточной и поэтому смешной (миссис Бардл в «Пиквикском клубе», миссис Корни в «Приключениях Оливера Твиста», мисс Хэвишем в «Больших надеждах»).

В творчестве Т. Гарди появляется образ сильной и самостоятельной женщины с трагической судьбой. Снижается уровень иронии в изображении женских образов, это касается даже образа некрасивой старой девы.

Образ Мэрион Голкомб в романе У. Коллинза «Лунный камень», это скорее образ умной женщины, чьи достоинства не в состоянии оценить английские мужчины в силу своей ограниченности.

Новыми являются женские образы Бернарда Шоу, иллюстрирующие его теорию жизненной силы, ведущей силы в мире, носительницей которой является женщина. Героини его пьес самостоятельны и не зависимы от мужчин, несостоятельных во всех отношениях.

Источник тот же.


Филолог, литературный редактор, литературовед
 
angelic-nДата: Пн, 16.08.2021, 15:40 | Сообщение # 3
Главный библиотекарь
Супердобрый Модератор, пока не разозлишь!
Группа: Министры
Сообщений: 1170
Награды: 220
Статус: В реале
Как интересно up

Не верь, что жизнь одна! Жизней много!(с)
 
MyladyДата: Пн, 16.08.2021, 16:41 | Сообщение # 4
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 747
Награды: 66
Статус: В Мире
angelic-n,  ты же знаешь: мне только повод дай в книгах покопаться))

Филолог, литературный редактор, литературовед
 
AlyDonnaДата: Пн, 16.08.2021, 17:43 | Сообщение # 5
Внимательный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 205
Награды: 15
Статус: В реале
Драматургия Шекспира полна драматизма, простите за повтор, но это так. И я очень рада, что цикл романов Аньярской не повторяет эти избитые образы: Джульетты, Дездемоны, Офелии... это было бы грустно. И несвоевременно.
В начале 17 века, перед переходом Англии к революционному пути развития, в момент не просто угасания, а умирания абсолютизма как пережитка Средневековья, должны быть иные героини, никак не из 16 века.
Я бы очень удивилась, если бы атмосфера в "Наследии" точь-в-точь повторяла трагизм придворцовых интриг и переворотов времён Генриха 7 и его жен.
Это совсем другая история. Поэтому и героиня другая.
 
АндромедаДата: Ср, 18.08.2021, 08:12 | Сообщение # 6
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1003
Награды: 105
Статус: В реале
Образы хороши и отражают особенность развития англо-саксонской литературы.
Но пробел в 17 веке, конечно, очень наглядно иллюстрирует наличие кризиса в стране.
*Отталкиваясь от темы авторского очерка, добавлю в скобках*
Ни одну из перечисленных дам нельзя сравнить с Иреной уже потому, что они не родились и не воспитывались в королевской семье.
В этом смысле лучше обращаться к исторической прозе: Эриксон, Уэйр и т.д. Не знаю, есть ли жизнеописания Генриетты Марии Валуа, жены Карла I , например. Вот там можно было бы сравнивать с оглядкой на то, что авторы опираются на библиотечные и архивные материалы, поскольку не являются современниками своих героев.
Или про Елизавету Стюарт, Зимнюю Королеву.


С уважением, Второй Белинский
 
MyladyДата: Чт, 19.08.2021, 16:00 | Сообщение # 7
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 747
Награды: 66
Статус: В Мире
Цитата AlyDonna ()
Я бы очень удивилась, если бы атмосфера в "Наследии" точь-в-точь повторяла трагизм придворцовых интриг и переворотов времён Генриха 7 и его жен.Это совсем другая истори. Поэтому и героиня другая.
Конечно. Каждое время порождает своих героев.

Цитата Андромеда ()
пробел в 17 веке, конечно, очень наглядно иллюстрирует наличие кризиса в стране.
"Так и было" (с)
Цитата Андромеда ()
Ни одну из перечисленных дам нельзя сравнить с Иреной уже потому, что они не родились и не воспитывались в королевской семье.
И, безусловно, это основа основ.

Цитата Андромеда ()
В этом смысле лучше обращаться к исторической прозе: Эриксон, Уэйр и т.д. Не знаю, есть ли жизнеописания Генриетты Марии Валуа, жены Карла I , например. Вот там можно было бы сравнивать с оглядкой на то, что авторы опираются на библиотечные и архивные материалы, поскольку не являются современниками своих героев.Или про Елизавету Стюарт, Зимнюю Королеву.
Самой интересно стало. Надо посмотреть, что есть. Потому что благодаря сериалам у нас популяризируется только Тюдоровская эпоха и в частности женщины рода Болейн.


Филолог, литературный редактор, литературовед
 
AlyDonnaДата: Сб, 21.08.2021, 11:32 | Сообщение # 8
Внимательный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 205
Награды: 15
Статус: В реале
Андромеда, тут в теме про Иреноподобных Смарточка предложила сравнить ее с Арабеллой Бишоп из "Одиссеи капитана Блада". Середина 17 века.
И я соглашусь, что в характере девушек много общего.
  • Во-первых, это живость и естественность,отсутствие жеманности.
  • Во-вторых, добродетели: целомудрие, доброта, отзывчивость, сострадание.
  • В-третьих, смелость.

Одно только их разнит: гордость Арабеллы не дала ей понять Блада и вызвала необоснованную ревность, рожденную слухами. Такого "удовольствия" Ирена себе не позволила бы никогда. И даже когда Райт был на нее обижен, она не отталкивала его и не играла в гордую принцессу. Этим она мне особенно понравилась во второй книге. Ведь по традиции романа ждёшь, если герой надулся, то сейчас и героиня надуется, а весь сюжет будет рассчитан на то, чтобы помирить их в какой-нибудь опасной ситуации. Ан нет.
И это прекрасно, потому что здравомыслящие короли не обижаются на верных подданных.
 
MyladyДата: Вс, 22.08.2021, 16:42 | Сообщение # 9
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 747
Награды: 66
Статус: В Мире
AlyDonna, про Арабеллу согласна!

Филолог, литературный редактор, литературовед
 
МаргоДата: Вс, 22.08.2021, 17:49 | Сообщение # 10
Мыслящий Читатель
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 940
Награды: 104
Статус: В реале
Я, как тот попка, могу сравнить Ирен только с королевой Елизаветой Тюдор.
Все остальные женские образы в литературе как английской, так и об Англии не похожи на то, что мы видим в "Наследии".


Не всё то золото, что блестит...
 
АндромедаДата: Пн, 23.08.2021, 08:11 | Сообщение # 11
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1003
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата Mylady ()
Для героинь Шекспира характерна решимость, готовность бороться за своё счастье.

Пожалуй, именно Шекспир ввел в английскую литературу образ решительной положительной героини. Ранее женщина с характером и умом была обычно отрицательной, как Гиневра в артуровском цикле, например. Или та же злая Фея Моргана.
Все положительные героини должны были быть покладистым, скромными, нежными и покорными мужчине
Царствование Елизаветы действительно продиктовала необходимость создать новый тип женщины в искусстве


С уважением, Второй Белинский
 
АндромедаДата: Пн, 23.08.2021, 08:17 | Сообщение # 12
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1003
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата Mylady ()
Именно диккенсовские героини наиболее полно соответствуют викторианскому образцу поведения женщины

Да, они соответствуют эталону и поэтому сами шаблонны, неглубоки. Автор не интересуется их внутренним миром, их душевными переживаниями. Женщина Диккенса - это удобная спутница жизни мужчины.


С уважением, Второй Белинский
 
АндромедаДата: Пн, 23.08.2021, 08:21 | Сообщение # 13
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1003
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата Mylady ()
В романах сестер Бронте появляется новый тип женщины сильной, резкой, с неоднозначной внешностью

Да, их женщины не похожи на то, что описывают мужчины, иногда они способны даже драться biggrin Но, увы, мир этих дам трагически ограничен одной задачей: стать женой.
Поскольку в английском обществе вплоть до 20 века место женщины в свете определялось исключительно положением того мужчины, который находится рядом с ней, то удивляться такому раскладу не приходится.


С уважением, Второй Белинский
 
АндромедаДата: Пн, 23.08.2021, 08:25 | Сообщение # 14
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1003
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата AlyDonna ()
Андромеда, тут в теме про Иреноподобных Смарточка предложила сравнить ее с Арабеллой Бишоп из "Одиссеи капитана Блада". Середина 17 века.
И я соглашусь, что в характере девушек много общего.

Да, я это уже увидела. Объективности ради можно признать, что Арабелла не похожа на шекспировских или викторианских дам так же, как не похожа на них Ирена.
Но назвать образы одинаковыми или хотя бы разновидностями одного типа я не могу. Ряд душевных качеств, да, совпадает. Но Арабелла не наследница, она не вкусила власти. Какой она была бы в условиях воспитания Ирены, нам не известно.


С уважением, Второй Белинский
 
angelic-nДата: Пн, 23.08.2021, 15:00 | Сообщение # 15
Главный библиотекарь
Супердобрый Модератор, пока не разозлишь!
Группа: Министры
Сообщений: 1170
Награды: 220
Статус: В реале
Ни с кем не сравниваю Ирену wink

Не верь, что жизнь одна! Жизней много!(с)
 
МаргоДата: Ср, 25.08.2021, 20:09 | Сообщение # 16
Мыслящий Читатель
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 940
Награды: 104
Статус: В реале
angelic-n, и это, наверное, правильно.

Не всё то золото, что блестит...
 
АндромедаДата: Чт, 26.08.2021, 07:56 | Сообщение # 17
Эксперт
Второй Белинский
Группа: Магистры
Сообщений: 1003
Награды: 105
Статус: В реале
Цитата angelic-n ()
Ни с кем не сравниваю Ирену

И незачем. Героиня Аньярской всё-таки из альтернативной Англии, к тому же она "закрывает" собой пробел в литературе о 17 веке на английском острове в целом и о женщинах того времени в частности.


С уважением, Второй Белинский
 
AlyDonnaДата: Сб, 28.08.2021, 11:53 | Сообщение # 18
Внимательный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 205
Награды: 15
Статус: В реале
Цитата Марго ()
Я, как тот попка, могу сравнить Ирен только с королевой Елизаветой Тюдор.

С этим спорить точно не будет никто, ведь по характеру с бабушкой-королевой ее сравнивают даже в книгах.
Только есть нюанс: ее сравнивают с исторической королевой,а мы можем сравнивать только с теми образами, которые имеются в искусстве.
А писали про Бесс все как-то в 20 и 21 веке, если вдуматься. Не знаю литературы ее современников, где бы осмелились о ней писать напрямую.
 
ЕвгенияДата: Сб, 28.08.2021, 17:43 | Сообщение # 19
Библиотекарь
Творческая чукчанка
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 84
Награды: 31
Статус: В реале
Мне тоже кажется, что Ирена как персонаж вполне самобытна (хотя по некоторым навыкам и умениям, а также отчасти внешне напоминает мне одну неугомонную полячку из более поздних времён... но это уже другая история). Мне при чтении в голову не приходило сравнивать её с кем-либо из литературных героинь. Перефразируя одного героя, у них свои истории, а у нас своя история — альтернативная  king

Историк пишет о том, что было, а поэт — о том, что могло бы быть (Аристотель)
 
MyladyДата: Ср, 01.09.2021, 09:25 | Сообщение # 20
Библиотекарь
ГлавВред
Группа: Лейб-гвардия
Сообщений: 747
Награды: 66
Статус: В Мире
Цитата Евгения ()
хотя по некоторым навыкам и умениям, а также отчасти внешне напоминает мне одну неугомонную полячку
Скорее полячка напоминает Ирену, ведь познакомилась ты с ними в таком порядке)
*ушли от темы английских образов, ага*


Филолог, литературный редактор, литературовед
 
Чибис_на_КрышеДата: Пн, 06.09.2021, 08:05 | Сообщение # 21
Активный Читатель
Счастье - под крышей, мир - на земле!
Группа: Дворяне
Сообщений: 478
Награды: 23
Статус: В реале
Я читала несколько книг Джейн Остен и сестер Бронте в ранней юности и подростком. нюансы уже не помню, но осталось ощущение одинаковых образов:
- положительная добродетельная всепоощающая героиня,
- взбалмошная и ветренная, местами глупая;
- нестандартная, не желающая подчиняться условностям общества, но вовремя  перевоспитанная, не потерявшая добродетели.


Нет ничего невозможного
 
МаргоДата: Вт, 07.09.2021, 21:52 | Сообщение # 22
Мыслящий Читатель
Королева Наварры
Группа: Дворяне
Сообщений: 940
Награды: 104
Статус: В реале
Цитата Евгения ()
Ирена как персонаж вполне самобытна
Это бесспорно.


Не всё то золото, что блестит...
 
AlyDonnaДата: Вт, 14.09.2021, 08:32 | Сообщение # 23
Внимательный Читатель
Группа: Дворяне
Сообщений: 205
Награды: 15
Статус: В реале
Чибис_на_Крыше, да, собственно, это и есть основные типы женских образов в литературе викторианской эпохи.
 
Главная страница Форума » В гостях у Рины » Литературный салон (Осторожно - СПОЙЛЕРЫ!) » Наши обсуждения » Образ женщины в английской литературе (По мотивам...))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сегодня форум посетили: