Рина Аньярская - об авторе
«Пока дышу, пишу» – пожалуй, именно этой фразой можно охарактеризовать жизнь Рины Аньярской.
Рина Аньярская – писатель с высшим филологическим образованием, литературовед, магистр по направлению «Психология развития» (акмеолог), преподаватель высшей школы.
Автор работает в разных литературных жанрах от исторической прозы до космо-оперы.
Любимый жанр писательницы – интеллектуальный психологический роман в форме исторических приключений.
Как всё началось, или Первые шаги к писательству Рины Аньярской
Свою первую книжку Рина написала в 8 лет для младшей сестры, когда в России ещё не было ни Интернета, ни компьютеров – в конце 1980-х. Это была рукотворная книжка-малышка, сделанная из тетрадных листов в клеточку и сшитая нитками. В неё входили коротенький текст и много иллюстраций – история создавалась по образу и подобию книжек-малышек из «Весёлых картинок», которые детям предлагалось самостоятельно вырезать и сшить. Только сюжет оказался совсем иной, нетипичный для Советского Союза - про принцессу.
Книжка сестрёнке понравилась, и Рина стала делать другие подобные: «Невероятные приключения Лёли и Ляли», «Сказки волшебницы Греты», «Чудеса планеты Эрисан» и жизнеописание в пяти частях жгучей брюнетки Арабеллы – обладательницы волшебной красной жемчужины.
Потом, когда Рине было уже лет 10, появилась книжка про шкодную принцессу Марлен. Новая история очень понравилась маленькой сестрёнке, и юная писательница принялась за продолжение. Правда, потом выяснилось, что книжка – вовсе не начало сказки, а самая что ни на есть концовка. Постепенно в домашней самодельной библиотеке появилась вся серия сказок про Марлен, первая книжка в которой получила порядковый номер 5.
Следующим произведением Рины стала уже довольно крупная для книжки-малышки сказка «Чёрный колдун и Ванда». Пожалуй, на этом детские изыскания и закончились.
Писать и иллюстрировать
Очередная история для младшей сестры, начинавшаяся с картинки – почти все свои книжки Рина начинала рисовать и лишь потом описывать сюжет – увела юную писательницу вовсе не в волшебные миры и Тридевятые королевства, а в самую реальную историческую Англию.
Рине было всего 12 лет. Её персонажи, вслед за главной героиней – любопытной блондинкой Иреной с заколкой-бабочкой в волосах, буквально оживали на страницах новой рисованной истории, создающейся всё также на тетрадке в клетку. Герои рассказывали уже вовсе не детскую сказочку. На этот раз книжки-малышки не получилось, История лилась больше текстом, чем картинками. На каждой новой странице появлялись новые персонажи.
И писательница поняла: это другой жанр, не сказка, а быль. Пусть условная быль в условном мире – назовём его альтернативным – но волшебства и чудесного спасения здесь уже не предполагалось.
«Нереальная дружба» – первая книга большой саги о Тюдорах
Писалась история про Ирену довольно долго, картинок в тетрадке становилось всё меньше. Листы в клеточку закончились, карандаш источился. К первой тетрадке пришлось подшивать вторую.
В январе 1995 года книга была закончена. Послесловие, которое оставила юная писательница, закрыв финальную страницу «Нереальной дружбы» – первой книги будущих «Хроник XVII века. Наследие», опубликовано здесь, на Портале автора.
Дописывая первую главу будущей саги «Кусочки», посвященной Тюдорам, Рина уже знала, что это только начало. И знала, что посвятит истории альтернативной Англии не один год своей жизни.
В этот же период, когда создавалась первая рукопись «Наследия», у писательницы открылась связь со Вселенной – в голову стали приходить бесчисленные сюжеты из различных Миров: реальных, фантазийных и инопланетных.
Миры в иллюстрациях
В последующие 10 лет, желая объять необъятное, юная Рина успевала делать только зарисовки новых Миров и персонажей с краткими пометками имён и названий.
Толстый журнал счетовода был полностью изрисован – на страницах появились представители различных времён и цивилизаций. Рина рисовала на бегу, то простым карандашом, то шариковой ручкой. Разукрашивала обычными цветными карандашами, реже – фломастерами.
Главным стало – уловить момент, поймать героя и закрепить его в нужном Мире. Записывать всё то, что теснилось в голове, обучаясь в средней школе и университете, оказалось попросту невозможно.
Толстая стопка рисунков и иллюстраций к сюжетам не умещалась ни в одну папку. Растущие Миры Рины Аньярской стали занимать сначала выдвижной ящик стола, потом – полный отдел в комоде под трюмо...
Новые законченные романы Рины Аньярской: «Разные» и «Надежда умирает последней»
Завершив работу над «Нереальной дружбой», писательница принялась за продолжение истории. Хотелось закончить первый серьёзный роман, и только потом приниматься за остальное. Но вышло немного иначе. Появились персонажи, которые кричали о своей готовности вылиться на бумагу.
Параллельно с «Наследием» Рина стала писать книгу «Разные» – историю о настоящей дружбе (между мужчиной и женщиной, к слову сказать), которая в итоге превратилась в роман, предполагая две части. Для книги девушка взяла 96-листовую общую тетрадь формата А4 – такие в народе назывались «амбарными». На этот раз Альтернативный Мир оказался очень близок к реальности – действие начиналось в 1984 году, заканчивалось в 1991 перед распадом СССР. Злободневно. Первая часть – о лете приключений главных героев Ольге Ленской и Евгения Кормилова – завершена в далеком бескомпьютерном прошлом, в августе 2004 года, хранится в рукописи. Продолжение истории, вторую часть романа, Рина урывками пишет в настоящее время.
Едва закончив в 1997 году вторую книгу из саги «Наследие» – «Весна в душе» и обдумывая последовательность действий в третьей, девушка принялась за исторический роман «Надежда умирает последней». Так пожелали персонажи.
Базы школьнице катастрофически не хватало, Большая советская энциклопедия, учебники истории и толковые словари давали минимум нужной информации. Чётко видя сюжет и действия героев, Рина не всегда могла правильно употреблять исторические условности, титулы, географические названия. В те годы в России ещё не было Интернета, который позволяет нам найти ответ на любой вопрос. Поэтому роман нуждался в серьёзной доработке, после которой он уже появится в печати.
Тем не менее, «Надежда умирает последней» была написана на одном дыхании – всего за 4 месяца, и заняла очередную «амбарную» тетрадь на 80 листов с продолжением на неполных 48.
Росла писательница, росли её требования к книгам. Часть идей, пришедших с 12 до 16 лет, показалась уже не актуальной. Персонажей пришлось опустить в свободнее плавание – возможно, они примкнули к другим писателям и под иными именами рассказали им свои истории? Кто знает.
Профессиональный рост: как филологическое образование помогает лучше понимать своих героев
К окончанию школы девушка понимала, что учиться будет на филологическом факультете, чтобы отточить имеющиеся у неё писательские навыки. Во время обучения Рина, как мы написали выше, по большей части продолжала рисовать иллюстрации к сценам и делать каталоги с фабулой будущих произведений.
Изучая классическую литературу в вузе, писательница с удивлением находила в общепризнанных шедеврах элементы сюжета, уже рождённые в её голове, узнавала художественные приёмы, которые помогали ей раскрывать своих персонажей для читателей так же, как их раскрывали ранее авторы прежних веков.
Иными словами, ранее она это просто делала, а теперь узнала, как всё это называется по науке.
Да, читателей в те годы у Рины было немного, но бета-ридеры находились всегда. Делиться «не огранёнными алмазами» девушка не спешила, предпочитая доводить книги до условного совершенства, прежде чем показывать кому-то постороннему.
С 2002 по 2012 год в творчестве наблюдалось небольшое затишье – идеи приходили по-прежнему, но времени на их реализацию было очень мало. Зато благодаря появившейся в доме технике, Рина Аньярская смогла начать печатать истории Альтернативных Миров в ворде. Первой строкой в электронном документе стало слово «Кусочки». Первой описанной сценой – появление на балу в Виндзоре леди Мелани Кендбер...
«Наследие» – любимая серия книг Рины Аньярской
В период с 2012 по 2017 год работа над серией «Хроники XVII века. Наследие» шла очень плотно.
Два текста, написанные много лет назад, требовали тщательной доработки, правки и литературной вычитки, а также ловли «блох» в сюжете рукописей, который должен был идеально накладываться на продолжение саги, набранное уже в электронном виде годы спустя.
В итоге летом 2017 года три первые книги из серии «Хроники XVII века. Наследие» вышли в свет благодаря издательству Animedia Company:
- «Нереальная дружба»,
- «Весна в душе»,
- «Шоколадное дельце».
В 2018 году работа над изданием саги продолжилась. Ежегодно выпускалась новая книга или две. Тексты стали распространяться по Интернету в геометрической прогрессии.
В 2021 году всё первое восьмикнижие было издано. Свет увидели все романы первой серии «Кусочков»:
- «Новый сюрприз»,
- «Всё сначала»,
- «В поисках утраченного»,
- «Свадьба».
- «Хитросплетения»
В то же время началась работа над переизданием романов с фотоиллюстрациями, которые создаются благодаря Творческой студии Yarko! Фото и видеоконтент оперативно выкладывается в группе фотохудожника Антона Ярко, а также в Паблике автора. Сама Рина в настоящее время пишет продолжение серии «Кусочки»:
- «Хроники XX века. Новая жизнь со старым названием»
- «Хроники XXI века. Потомки».
Действие всех романов также закручено вокруг семьи Тюдоров, Жанр: альтернативная реальность, приключения, детективный роман, авантюрный роман.
По признания самой писательницы, именно эти серии книг, входящие в сагу «Кусочки», являются её любимыми из идей и задумок на данный момент, поскольку максимально отражают все стороны реальности и аспекты многогранной человеческой личности.
Роман-противостояние «Надежда умирает последней» – новое слово в литературе
На саге «Кусочки» отнюдь не заканчивается творческая деятельность Рины Аньярской. Переписывая рукопись ещё одного исторического романа, написанного в ранней юности, автор углубилась в перипетии Тридцатилетней войны, обострила главную интригу, раскрыла более подробно образ второстепенной героини Мадам Генерал и её прошлого, которое поставила хрупкую девицу во главе войска Нантских гугенотов. Иными словами, вплела отдельную историю маленького дворянского семейства, положенную в основу приключенческого сюжета, в глобальный ход событий Тридцатилетней войны после знаменитой битвы под Рокруа, оттеняя внешнюю политику Франции того периода новыми смыслами.
В итоге родился жанр, которого не было ранее: РОМАН-ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Что означает этот жанр?
Такое название дано, потому что в романе каждый персонаж на протяжении всего сюжета противостоит чему-то или кому-то, и вдобавок часто – самому себе. Своим страстям и слабостям. Страхам и неуверенности. И только активное противостояние, переходящее в сопротивление, помогает героям обрести баланс и покой в то неспокойное время. Участь же тех, кто сопротивляться не смог, становится незавидной.
Переписывание и редактирование произведения завершилось к лету 2019 года. Тогда же была запущена работа по изданию романа-противостояния «Надежда умирает последней». Но в связи с эпидемиологической обстановкой в мире, выход романа в свет на бумаге был отложен на неопределенное время. В 2021 году книга вышла в электронном виде и доступна во многих интернет-магазинах, как отечественных, так и зарубежных.
Библиография Рины Аньярской
1) Сага «Кусочки» – цикл романов в трёх Хрониках, 2017–2021 г.г..
Часть 1: «Хроники XVII века. Наследие» (издано). Жанр – альтернативная история.
- «Нереальная дружба» - 2017,
- «Весна в душе» - 2017,
- «Шоколадное дельце» - 2017,
- «Новый сюрприз» - 2018;
- «Всё сначала» - 2018;
- «В поисках утраченного» - 2019,
- «Свадьба» - 2020;
- «Хитросплетения» - 2021;
Часть 3: «Хроники XXI века. Потомки» (пишется).. Жанр – альтернативная реальность, авантюрный роман, приключения.
2) «Надежда умирает последней» (издано), 2021 г.. Жанр – роман-противостояние, исторические приключения.
3) «Повести Тридцатилетней войны» (пишется) – сборник повестей, время действия 1618-1648 г.г.
4) «Разные» (пишется). Жанр – шпионский роман, альтернативная реальность, приключения.
5) «Эдалар. Честнее не бывает» (написано, выкладывается онлайн на форуме автора). Жанр фэнтези-повесть, умозрительная фантастика, магический реализм.
6) «Синий Роза» (пишется) – космо-опера, приключения, умозрительная фантастика. Продолжение истории про Эдалара,предварение истории Красной маски.
7) «Красная Маска» (пишется) – исторические приключения, приключения, альтернативная история, альтернативная реальность,умозрительная фантастика, магический реализм,
8) «ЗиОЗ» (пишется) – приключения, альтернативная реальность, научная фантастика, шпионские роман.
Более подробно о книгах и проектах Рины Аньярской написано здесь.
Особенности стилистики Рины Аньярской
В мире информационных технологий, спустя тысячи лет после появления письменности, невозможно создать новое и уникальное произведение – это стало понятно уже в конце прошлого века. Но «уподобляться тем, кто издевается над чужими персонажами и перекраивает истину с ног на голову, отрицая авторское видение писателей прошлого – означает убить литературу». (с)Оставаясь верной традиции классической художественной литературы и внося в текст элементы аллюзий и реминисценций, Рина нашла свой личный стиль. Стиль многослойного пирога, в котором переплетаются философия и экшен, приключения и психологизм. Минимум скучных описаний, максимум диалогов и действия – таким стали все первые творения юной писательницы, такими продолжают оставаться и новые её книги сегодня.
В каждом произведении авторская речь отличается от других, оставаясь уникальной и неповторимой. Каждый «рассказчик» – это всегда проводник к тому Миру, о котором идёт речь в тексте. Стилистика языка многочисленных «рассказчиков» не повторяется, что создаёт ощущение мозаики в библиотеке Альтернативных Миров Рины Аньярской. Мозаики, которая складывается в причудливые рисунки калейдоскопа.
Поверните трубку иначе – и вы увидите иной, Альтернативный нашему, Мир!