Итак, что касается «тормознутости» Райта в первой книге и его «третьей позиции» во второй – как и обещала Мирре и Korsak’у, пишу анализ.
Не будем банально отмазываться фразой «кина бы не было», т.к. это не совсем правильный аргумент с точки зрения литературоведения. Любое действие персонажа должно быть оправдано и мотивированно.
Первый пункт дискуссии – главный положительный герой долго не может разгадать загадку героини. (Ссылка)
В итоге оказывается морально подавлен главным отрицательным персонажем.
Здесь работает простая схема: треугольник «А–В–С» с тремя переменными: «Игра», «Интрига» и «Сцена».
Героиня «А» заплетает Интригу (читаем – переодевание принцессы в мещанку), а «В» и «С» стойко её распутывают. Причем «В» это делает с настойчивостью наглого гасконца испанца – у него шкурный интерес, а «С» просто потому, что оказался втянут в этот замкнутый круг по соображениям долга и чести.
То есть герой «В» (читаем – «Кеннеди») заинтересован в своём выигрыше со всех сторон. Мало того, что в Интриге героини «А» он соперничает за право на девушку с героем «С», так еще и влез в большую Игру сильных мира сего (читаем – заговор против принцессы). Поэтому обратной дороги у него нет. Или со щитом, или на щите.
В такой ситуации у человека просто обязаны обостриться все чувства: нюх, интуиция, зрение, слух. На кон, в конце концов, поставлена его жизнь! Именно поэтому он оказывается в нужное время в нужном месте: видит Сцену – герой «С», ничего не подозревающий об Интриге героини «А», принимает её не за ту, кем она является в реальности (читаем – «поцелуй на берегу в 10-ый день»).
И именно данная Сцена дает герою «В» возможность включить мозги (немного ревнуя глубоко в сердце к сопернику, который и тут уже преуспел) и отыскать самый верный способ морального воздействия на противников: раскрыть тайну героини «А» и поссорить её тем самым с героем «С».
«В» прекрасно знает, что «С» не прощает вранья! Правда, «В» не знает, что «А» уже запалила «С» на подобном переодевании и шанс на прощение у неё все-таки есть (хоть и слабый).
Цель поставлена. А средств для её достижения и искать не нужно: благодатную почву для сладкого мщения героиня сама взрыхлила – своим молчанием. Поэтому Кеннеди грех не воспользоваться ситуацией и «убить противника морально» в последнем поединке.
Теперь, что касается героя «С» (читаем – Райт), который вообще не по своей воле оказался втянут в историю с Интригой вокруг героини «А» и Игру вокруг наследницы престола.
Вышло так, что девушка, знакомая ему как героиня «А», с которой началось повествование, на деле является особой королевской крови и зачем-то скрывает это от друзей. Именно на неё точит зуб вторая претендентка на трон и именно к герою «В», хорошо знакомому нашему рыцарю, эта претендентка обращается за помощью в реализации своего заговорщического плана – большой Игры.
Таким образом, Интрига, которую заплела героиня «А» со своим происхождением, плавно перетекает в Игру второй претендентки и связывает обоих героев в одну цепочку. Только с той разницей, что «В» знает, с кем он имеет дело, а «С» вообще ни о чем не догадывается. Именно поэтому в Сцене (в отличие от соперника) он слеп, как котенок. Он втянут в Игру случайно.благодаря тому, что появился во дворце под чужим именем, а потом один их его воинов услышал о готовящемся похищении наследницы.
Но никто из рыцарей не подозревает, что наследница и есть персонаж «А». Вступая в Игру они действуют как подданные Его Величества. А вокруг Интриги героини «А» сплотились как её друзья.
Поэтому герой «С» действует так, как положено действовать дворянину в такой ситуации: приходит к королю и предлагает ему свою шпагу. Тем более, что в деле замешан герой «В», который уже прилично поднадоел герою «С», да ещё и угрожает героине «А» – тут уже наблюдается личный интерес (но он, разумеется, второстепенен для настоящего паладина, которым является Райт).
В связи с этим мы наблюдаем два параллельно разворачивающихся действия:
1) «С» как страж, друг и влюбленный защищает героиню «А» от бандитов «В» – треугольник в сборе;
2) «С» как дворянин и подданный встает на сторону законной наследницы в заговоре против неё, в который втянут его давний враг «В». И к ЭТОМУ, второму пункту, героиня «А» не имеет ни малейшего отношения.
Персонаж живет в двух реальностях и действует в каждой цепочке независимо от других событий.
В первом случае он проявляет себя как друг и влюбленный – его люди спасают девушку даже когда самого героя физически нет рядом с нею. С точки зрения литературоведения, это говорит следующее: следуя долгу дворянина, герой «С» отправился во дворец к королю; но его люди бдят и, даже когда «С» нет рядом, героиня «А» в безопасности, люди героя «В» до нее не доберутся.
Почему? Потому что героиня «А» важна и ценна для героя «С» как женщина. СВОЯ женщина. Любимая. Именно поэтому он СПОСОБЕН её защитить как мужчина в любой ситуации. И эту, первую, битву он выигрывает с завязанными глазами, даже не присутствуя рядом. Это его позиция силы. Здесь он безупречен.
О том, что есть ещё и Интрига героини «А», герой «С» просто не догадывается. А героиня «А» молчит.
Во втором случае – герой «С» выполняет свой дворянский долг, защищая наследницу престола. Но в разгар событий на берегу Темзы вдруг сталкивается с объектом своего обожания – героиней «А», которая не имеет (в его сознании) никакого отношения к ситуации с большой Игрой.
И девушка эта ЛЮБИМАЯ. Всё – мозги рыцарю в тот же миг отказывают, позабыв о короле и принцессе на несколько мгновений.
Напомним, герой «С» планировал в тот же вечер сделать героине «А» предложение руки и сердца, что нам стало известно уже позже, из его исповеди другу. И, вероятно, в момент встречи с нею на берегу рыцарь думает, что мог бы и прямо сейчас сделать это предложение, сказать о своей любви. Но надо подождать, пока не закончится большая Игра. А там и благословения у короля просить – в самый раз! Как победитель (он не сомневается в своей победе!) А победителей не судят, как известно.
По факту в треугольнике «А–В–С» наш герой уже выиграл – он УЖЕ отбил у бандита СВОЮ девушку. И сейчас остается дело за малым – просто сдать преступника в руки закона, чтобы больше не шастал по дорогам. И не мешал семейному счастью А+С.
Именно поэтому тождества между героиней «А» и наследницей у героя «С» нет и быть не может. Для него это две разные войны, которые не пересекаются: война мужчины и война дворянина.
И если в первой он безоговорочно выигрывает, то во второй терпит фиаско сразу от двоих:
1) от принцессы, которая как героиня «А» разбивает все его мечты (как мужчины) и задевает его дворянскую честь (как подданного);
2) от вечного соперника героя «В», который растаптывает его веру в непогрешимость королевского дома Тюдоров и едва зародившуюся любовь к героине «А».
Таким образом две разные истории соединяются в одну и наносят поражение рыцарю.
РАЗУМЕЕТСЯ, в первой книге нет ни слова о чувствах главного героя, которые объясняют всю его подноготную по отношению к треугольнику «А–В–С». И это отличный литературный прием – все мотивы Райта мы в итоге можем понять, прочитав вторую книгу. Тогда становится ясно, почему для него два события никак не связываются в одно – раз, и отчего он встает в третью позицию в разговоре с героиней весной – два.
Второй пункт дискуссии – рыцарь отказывается слушать приехавшую к нему принцессу. (Ссылка)
По «третьей позиции» я скажу короче: Райт общается с Иреной в лесу не как с принцессой, а как с возлюбленной, которую у него фактически украли и с которой он не имеет право общаться как с любимой. Поэтому рыцарь вынужден где-то даже язвить, чтобы не поддаваться своим чувствам. Пытаясь быть с нею примерным дворянином, он сбивается с «Вы» на «ты», не столько потому, что помнит её просьбу – остаться другом, сколько потому, что сердцу не прикажешь. Выключить чувства по щелчку нельзя.
И он пытается закрыться щитами «дружбы» и «вассалитета». Только получается это из рук вон плохо по одной простой причине – любит он её все равно. Хоть тресни. Отсюда и крик души «Как мне быть?» – то есть как спрятать свои чувства? Как не показать их лишний раз, чтобы не дай Бог. не заметил кто.
Поэтому я могу сделать вывод, что упертость Райта рогами в землю во фразе «о чём тогда разговаривать?» – это не недовольство вассала ветреным сюзереном, а попытка уйти от разговора с любимой и НЕДОСЯГАЕМОЙ девушкой, которая напоминает ему не столько о его заслуге перед королем, сколько о поражении как мужчины там, на берегу Темзы.
Двойном, надо сказать, поражении.
И не может герой, который открывает в книге своё сердце, иначе поступать с героиней. То, что мы узнаем непосредственно из его уст об этих чувствах позже, чем читаем сцену объяснения с принцессой, не значит, что в этой сцене чувств нет. Они там есть и они там – главенствующий фактор общения. Книга-то как называется? ;)
ps
Прошу прощения, что очень много текста, но «белинские» иначе не умеют писать.
Это бич любого времени - всегда хватало таких, кто мнит себя агрономом, будучи простым сусликом. Но 21 век больше всего преуспел в плане форсирования "личного мнения", которое сегодня перекрывает все научные изыскания и профессиональные тезисы. Чем-то сложившаяся ситуация напоминает времена темного Средневекоаья, когда жгли ученых и книги.... Потому что верили своим глазам и ощущениям, а не научным фактам.
Андромеда, с Вашего позволения, вставлю в статью ссылку на дискуссию по Райту между Миррой и Корсаком, которая стала отправной точкой для Вашего анализа.
А по фактам... Да, забегая вперёд скажу: пока Райт относится к Ирене как к принцессе, он не может быть собой до конца - таким, каким хотел бы быть с нею. Это непозволительная для пэра роскошь.
" Андромеда, с Вашего позволения, вставлю в статью ссылку на дискуссию по Райту между Миррой и Корсаком, которая стала отправной точкой для Вашего анализа. " - конечно, я ничуть не против!
Насколько, я чувствую её настрой - там было скорее раздражение, что он её не слушает, а не то, что не слушаетСЯ. А уж как Райт воспринял - дело другое..
Ну топнуть ножкой топнула, хотя вот тут это не каприз, а необходимость скорее. Надо же ей было достучаться до того, кого обидела. Она топает как друг, считаете?
Ирена, конечно, так не думала. Она же по-дружески относится к "атаману" красных стражей. Просто ее миссия заключалась в тот момент в передаче приказа короля....
Тоже, получается, дуализм образа: едет девушка-русалочка с патентом за манжетом, как принцесса. Вообще у обоих Джонов эта проблема присутствует, на мой взгляд. Оба не могут принять ее "как принцессу".
Зачем вот вы всё время его делите на части? Я согласился с переходным периодом от подданного к феодалу, но это не значит. что он перестал быть просто Красным Джоном.
Вот именно: Черный Джон-атаман и дворянин, подданный, виконт Грендбер. Красный Джон, Лесной страж и барон Эшер, рыцарь, герцог. Ирена - девушка с жемчугом в волосах и наследная принцесса королевства.
Как подробно... Я никогда не задумывалась о поступках Красного Джона с такой тщательностью. Наверное, Вы правы - он относился к Ирене как к девушке ровно до разоблачения. А потом относттся уже как к принцессе. Поэтому и получается обида, сорвавшаяся с языка в той фразе, что так не нравится Корсаку. Вассал не должен так говорить с дочерью сюзерена.
"Наверное, Вы правы - он относился к Ирене как к девушке ровно до разоблачения. А потом относттся уже как к принцессе. " - это безусловно именно так, что видно по тексту в действиях персонажа и из авторских ре арок.
Любви нет в прямой речи, потому что главенствует интрига. Но это не значит, что в сердцах героев не было тех чувств, о которых мы узнаем дальше.Поэтому логика повествовния работает.
"Но именно в этой сцене там нетразговора с дочерью сюзера. Там есть разговор с возлюбленной, которая недосягаема по обьективным причинам. "
- с её стороны это была некая, как сейчас принято говорить, "подмазка" - не обижайся, я должна исчезнуть. А вот для Райта это стало вторжением в его жизнь новой гаммы ощущений. Именно в тот миг он и решил - сегодня же вечером предложу ей всего себя! Хватит тянуть!
Во всяком случае я "так вижу", что подтверждает фраза Райта:
Цитата
Ведь в тотдень, когда мы спасали Элиссу Английскую, я хотел… хотел сделать ей, «моей Ирене», предложение руки и сердца сразу, как только всё закончится, – признался Райт. – А вышло вот каким боком. Едва вспыхнувшую любовь пришлось спрятать под замок.
Согласна, свое дворянское достоинство он не теряет. Да и мужское тоже. Попытка быть с Иреной таким, каким она хочет, не увенчплась усуспехом - она ножкой топнула, как принцесса. И всё. Теперь он с нею - пэр в фаворе, допущенный до дружбы. Как Джером. Но не более того.
В моем понимании это тоже так. Хотя ряду читателей вполне закономерно может не понравиться то, что Райт как вассал огрызается с Иреной как наследницей. Но именно в этой сцене там нет разговора с дочерью сюзерена. Там есть разговор с возлюбленной, которая недосягаема по объективным причинам. И скажите спасибо, что он вообще её принимает.
"Но именно в этой сцене там нет разговора с дочерью сюзерена. Там есть разговор с возлюбленной, которая недосягаема по объективным причинам. "
- даже я об этом не задумывалась никогда: как кто он с нею в сцене разговаривает: как обиженный мужчина, как обиженный вассал, как обиженный друг. Или просто как мужчина, как дворянин, как друг... как Красный страж в конце-концов!
Хорошего Райта много не бывает))) Но он, как и всякий герой первого плана в Кусочках прописан до мельчайших деталей, а соответственно личность, и личность многогранная...
Ольганиус, я имела в виду, что у него так много разных наименований - от Красного Джона до пэра Англии. И каждый раз, обшаясь с принцессой, надо соображать кто ты сейчас.
Как мужчина, вассал и друг (одним словом - Страж), который пытается прятать свои чувства за обидой... и это ему удается, но с переменным успехом (ИМХО)
Вот, кстати, да. Стражем он никогда не переставал быть, Хотя уже и не был просто Красным Джоном. став Доступно только для пользователейгерцогом. Но ОХРАНЯТЬ свою даму этот рыцарь никогда не переставал. Вне зависимости, знал о её сане или не знал.
У меня вызвало большие сомнение то обстоятельство, что герой "С", как Вы называете Джона Райта, не стоял на позиции вассала и дворянина в момент получения патента. Вспомнил о словах нашего юного друга Виконта в параллельной ветке о том, что право быть просто Красным Джоном Райт потерял, став бароном Эшером. *забегая вперёд, скажем, что в продолжении, Доступно только для пользователей
Сегодня ночью ко мне пришла светлая мысль. Действительно, начало повествования в "Весне" - это некий переходный период в жизни героя между просто Красным Джоном, командиром лесного отряда, сыном какого-то там провинциального вельможи и рыцарем Красного ордена, баром Эшером, сэром и пэром Англии. Вот в этот непонятный момент жизни и попадает Ирена, когда приносит приказ на основание Красного ордена. То есть фактически Райт ещё не барон, не рыцарь и не пэр, соответственно. Но любить Доступно только для пользователей Запутанно сказал, да?
Помнить-то он помнит, но до посвящения в рыцари усердно пытается быть с нею прежним. А прежним, зная о происхождении и пряча в сердце чувства, быть уже никак нельзя. Отсюда и надломленность образа и в общении с принцессой. Внутренний конфликт персонажа налицо.