Как-то раз мне задали вопрос, что я описываю более тщательно: личность персонажа и его судьбу или особенности времени.
Сей вопрос поверг меня в небольшой ступор, поскольку я всегда считала, что в книге такого масштаба как роман, тем более – исторический роман – должна быть гармоничная связь между героями и реалиями времени.
А как же иначе?
Если время суровое, законы жёсткие, то и жизнь персонажа не будет сладкой: ему придется бороться с внешними воздействиями на свою судьбу, отстаивая место под солнцем законным или не очень способом. Вспоминаются такие произведения как «Человек, который смеётся» Виктора Гюго или «Принц и нищий» Марка Твена. Без социально-бытовых, морально-нравственных и политических особенностей эпохи сюжет бы не сложился так, как он сложился.
Ещё один аргумент: если не уделять внимание эпохе, всецело сконцентрировавшись только на личности персонажа и его достижениях, то это не исторический роман получится, а биография, жизнеописание. Хроники одного (двух-трёх-десяти) человека. А почему он поступает так или иначе – чем обуславливать? Чтобы это было понятно и объективно.
Персонаж в отрыве от времени никчёмен, на мой взгляд.
Вспоминаем сэра Найджела Лоринга, вышедшего из-под пера Артура Конан Дойля. Да, книги повествуют о приключениях одного человека, сюжет сконцентрирован на нём так, как если бы писался роман от первого лица. Но это не значит, что вокруг сюжетной линии главного героя вообще нет времени с его реалиями, нравами, обычаями и традициями. Есть здесь и рыцарская доблесть в понимании дремучего Средневековья, когда жизнь не ставилась и в грош, и пираты с их бесчинствами, грабежами, насилием, и бесконечный манёвры, и поединки чести, и даже знаменитая «битва тридцати» – массовая «дуэль» затеянная рыцарями из-за скуки во время перемирия.
Более того эти нравы настолько далеки от идеалов современности, что неискушённый читатель не поймёт Найджела и его окружающих, осудит да закроет книжку на первых же страницах, посчитав повествование наивным бредом.
Или, если взять иной жанр, не батальный, та же «Джен Эйр» – история одной девушки в стиле «золушки», написана от первого лица. То есть ничего, кроме того, что видит героиня, мы узнать не можем априори. Но тем не менее нельзя назвать роман Шарлотты Бронте лишённым социальной подоплёки и общественных норм XIX столетия. Викторианская эпоха предстаёт перед нами в миниатюрном виде: через жизнь одной девушки, рождённой в неравном браке, воспитанной в пансионе и служащей в отдалённом поместье гувернанткой. Через её восприятие мира и людей читатель знакомится с условностями описываемого автором времени.
Правда, роман «Джен Эйр» нельзя назвать историческим в чистом виде, поскольку писала Бронте о хорошо известном ей не по наслышке периоде, да и героиня старше автора лет на 7-10, не более того. А писать о своем времени намного проще, чем погрузить читателя в чуждую ему эпоху. Ведь для этого её нужно изучить самому.
Или «Консуэлло» и «Графиня Рудольштадт» Жорж Санд – книги рассказывают о судьбе оперной певицы, которую из Италии закинуло в западную Европу и Германию. Автор умело описывает не только театральную жизнь Консуэлло. но и провинциальный Богемский замок, в котором она служила гувернанткой, консервативные устои в семье Рудольштадтов и новые модные веяния: ясновидение, чародейство, тайные общества и прочее, прочее, прочее, наводнившее Европу середины XVIII столетия.
В этих произведениях мы видим не только три страны, три общества, три политических модели, но и совершенно разные темпераменты и характеры людей, которые входят в окружение главной героини во всех социальных слоях, где ей приходится вращаться: от любимого итальянского театра до немецкого королевского двора. И приключения героини обусловлены эпохой, нравами времени, а не внутренним желанием автора послать свой персонаж погулять по миру, ввязаться в интриги против Фридриха Великого и стать графиней.
Сама Жорж Санд жила веком позже, поэтому её произведения относятся именно к историческим романам. И, на мой взгляд, писательнице удалось великолепно передать суть Галантного века, очень отличающегося нравами о чопорного XIX с налётом первого феминизма.
Иными словами, даже монохромный сюжет, когда мы следим за событиями жизни одного персонажа, а остальные герои отходят на второй план, едва он покидает локацию, не должен быть лишён острого социально-политического смысла и не должен уходить в сторону от эпохи.
Главным вектором развития сюжета в исторических романах являются законы времени, а не авторские «хочуньки».
Вывод
Резюмирую: действительно стоящая книга, претендующая на масштаб романа (хроник или эпопеи), должна показывать и человека, и эпоху.
А вернее – Человека в Эпохе.
Иначе это недоработанная история, которая требует либо тщательного изучения материальной части, либо прописывания внутреннего мира героев, понимания их самим автором. И это касается не только исторической прозы.
Персонаж в отрыве от времени никчёмен, на мой взгляд. И это безусловно так. Если ваш жанр не фэнтези и не сказка,то нельзя игнорировать социально-бытовые и общественно-политические рамки Эпохи, в которой происходит действие Убежден, что многие авторы спасаются в мистических жанрах именно потому, что матчасть (история, социология и политология реальных государств) им незнакома. Они не смогут создать достоверный для чужой эпохи образ. Поэтому так популярны стали "Попаданцы", когда человек из нашей современности волею автора ищет приключений на свою голову где-то в параллельном волшебном мире. При этом ему не нужно мимикрировать и приспосабливаться, что очень удобно: пиши хоть с себя, хоть с соседа, никто не скажет, что герой бы так не сделал в условиях несуществующего мира.
"Джен Эйр» – история одной девушки в стиле «золушки», написана от первого лица. То есть ничего, кроме того, что видит героиня, мы узнать не можем априори. Но тем не менее нельзя назвать роман Шарлотты Бронте лишённым социальной подоплёки и общественных норм XIX столетия. Викторианская эпоха предстаёт перед нами в миниатюрном виде: через жизнь одной девушки, рождённой в неравном браке, воспитанной в пансионе и служащей в отдалённом поместье гувернанткой. Через её восприятие мира и людей читатель знакомится с условностями описываемого автором времени."
В этом гениальном произведении каждое слово пропитано духом времени и нравами того общества. Мы видим и избалованных деток "благодетельницы" Рид, и светскую красотку Бланш, и строгую "домоправительницу" Файерфакс, и добрую учительницу Темпль, и жесткого ханжу-наставника пансиона, и. конечно, мрачного байронического героя Рочестера с острым языком. Судьба бесправной женщины, оставшейся без семьи и поддержки родных в довольно жестких условиях середины 19 века - это история не могла бы родиться в отрыве от своего времени (Кстати, какой-то "умник" в Википедии относит Джейн Эйр к 18 веку, отчего у меня каждый раз прихватывает сердце, когда я вижу эту глупость).
Солидарна, что в произведении такого масштаба и такой задумки, как исторический или социально-бытовой Роман, должны быть и человек, и эпоха. А уж на чем больше ставится акцент, или показаны они в равной степени - зависит всецело от мастерства автора.