Пожалуй, сегодня я немного приоткрою дверцу в роман «Надежда умирает последней», поскольку он находится на финальной стадии доработки и скоро уйдёт в руки бета-ридеров.
Когда в 2017 году я показала карандашные рисунки Клодин де Лозье на сайте, многие пользователи увидели в её пышной шевелюре аллюзию на Миледи в исполнении Маргариты Тереховой. А я тогда подумала: «Мда, она ещё и в чёрно-золотом мужском платье в романе появляется… Ну, точно посыплются обвинения, что списана героиня с легендарной леди Кларик».
На самом деле всё обстояло иначе.
Оживая на бумаге
Жаль, до сегодняшних дней не сохранилась моя любимая «амбарная тетрадь», в которой я шариковой ручкой и фломастерами накидывала образы персонажей из разных будущих книг. Именно в ней впервые появилась златовласая молодая дама в чёрном дорожном костюме мужского покроя с наглухо закрытым воротом. Это, кстати, очень отличается форму одежды моей героини от образа Маргариты Борисовны, которая щеголяет в кадре не стянутой колетом роскошной женской грудью.
Иными словами, сначала был рисунок. Поэтому, когда я иллюстрировала рукописный роман, то образ уже был выточен в моём воображении с точностью до миллиметра. Но вот незадача – в те годы я увлекалась карандашным рисунком, поэтому все картинки выполнены именно в этой технике.
Поскольку цветных иллюстраций с Клодин не сохранилось, сегодня мне пришлось воспользоваться программой Dolldivine, чтобы создать иллюстрацию, максимально подходящую для образа Клодин де Лозье. Впрочем, без помощи фотошопа тут тоже не обошлось – нет среди готовых шаблонов программы того, что мне нужно, даже рыже-золотой цвет волос не предполагается.
Не Миледи
Моё тотальное увлечение фильмом Юнгвальд-Хилькевича началось уже ближе к 17 годам, а образ Клодин родился, когда мне было лет 15 и сюжет «Надежды» только-только нарисовался первыми штрихами.
Я даже не могу сейчас однозначно ответить на вопрос, кто из двух девиц романа «пришёл» первым: мечтательная Ленитина или суровая Мадам Генерал? Мне сейчас кажется, что сначала это были две самостоятельные истории и только потом благодаря Ганцу фон Баркету они соединились в одну, когда я, собственно, принялась за рукопись «Надежды».
Возможно, где-то на подсознательном уровне в глубинах памяти и теплился именно такой образ, какой в 1979 году создала Маргарита Терехова, ведь я не могла не видеть фильма в детстве. Образ златокудрой дамы в амазонке. Но честно скажу: описывая события из жизни Клодин, я меньше всего думала про Шарлотту Баксон, Анну де Бейль, графиню де Ла Фер и леди Кларик.
А когда позже смотрела и пересматривала фильм «Три мушкетера», то безусловным фаворитом стала именно героиня Тереховой, напоминающая своей пышной шевелюрой мою златокудрую Клодин. Напоминающая, правда, только внешне. Лозье совсем другая. Нет в характере моей Мадам Генерал ничего сходного с героиней Дюма. У неё своя судьба и своя история, о которой вы узнаете, когда откроете книгу «Надежда умирает последней».
Вторая редакция
Сегодня, в 2019 году можно смело говорить о том, что весь минувший год я занималась подготовкой второй редакции романа «Надежда умирает последнем», написанного в 1997 году от руки.
Зная особенности быта и этикета 17 века, я исправляла все неточности в рукописной книге, добавляла нужные жесты и слова в диалоги персонажей. От каких-то сцен и фраз пришлось полностью отказаться, поскольку они элементарно не отвечали эпохе.
Кстати, что касается времени действия «Надежды», то установить его с точностью до года помогла именно Клодин. В первой редакции время не указывалось, поскольку привязанные к ним батальные сцены из недавнего прошлого героини второго плана ещё отсутствовали. Вообще для главных героев романа по большому счёту всё равно, в какой период времени должны были происходить события их линии: в 1640-е или в 1650-е годы. Важно, чтобы до отмены Нантского эдикта.
А для Клодин де Лозье время действия романа является принципиально важным, потому что эта дама принимает непосредственное участие в Тридцатилетней войне. Следовательно, события книги должны были ложиться на период между 1633 и 1648 годами – период, когда к баталиям присоединяется Франция. С учетом того, что править в момент действия должен уже молодой Людовик XIV, пусть даже и номинально, а Ришельё уже должен почить, сам собой выкристаллизовался более узкий временной отрезок: с 1643 по 1649 год.
Что в итоге вошло в книгу – читайте сами, раньше времени рассказывать не буду.
О жизни моей златокудрой героини ничего не рассказываю, чтобы не спойлерить сюжет «Надежды». Но одно могу сказать однозначно:
Клодин – это снова тот персонаж, который сначала был нарисован и лишь потом рассказал полноценную историю хоть и второстепенной, но очень важной линии романа «Надежда умирает последней», который призван сделать основную идею произведения более яркой и понятной даже для неискушённого в исторической литературе читателя.