>
Рина Аньярская: авторские откровения

Авторские откровения


Главная » Авторские откровения » Идеи и темы» Поколение ДАЙ

 
Истории создания миров [4]
Как появлялись и развивались миры, что становилось точкой отсчета для них.
Истории появления сцен [2]
О том, откуда и как писателям приходят отдельные яркие сцены
Истории появления персонажей [13]
Герой может прийти на песню, фотографию, картинку или даже запах. Вот просто прийти и заявить о себе!
Идеи и темы [13]
Немного литературоведения и философии.
Воспоминания [1]
Реальные истории из жизни.
Вопросы и Ответы [1]
Вопросы читателей к автору произведений.
12:06
Поколение ДАЙ

» 2019 » Февраль » 16
Оглядываясь на сегодняшнюю молодежь в возрасте от 18 до 28 лет, начинаешь задумываться, чем она отличается от нас и почему так происходит.

А отличия кардинальные. Уже давно стало аксиомой, что дети, рожденные после 1990 года, значительно отличаются от «перестроечных». Их главная черта — это психология потребления. 

Что такое «поколение»?

Сразу хочу оговориться, что когда психологи и социологи говорят о «поколении», это не  значит, что речь идёт о 100% представителей этого поколения. Но всё-таки есть некоторые принципы и стереотипы, которые свойственны большинству людей, рожденных в одно время и попавших в сходные (типичные для общества в конкретный отрезок времени) условия развития и жизнедеятельности. Именно поэтому между поколениями часто наблюдается пропасть.

В историческом смысле «поколением» называется разница между людьми в 25 лет — то есть берутся за основу отношение «отцы — дети». Иными совами – одно «колено». Но в социально-психологическом смысле уместно дробить население на более мелкие сегменты в соответствии с изменениями общества. 
В настоящее время общепринято разделять людей по десятилетиям рождения. Например, «дети 80-х», «дети 90-х», «дети 00-х». В данном материале речь пойдёт как раз о вторых в этом ряду.

Поколение «Дай»

Дети, рождённые в России «лихие 90-е» отличаются гипертрофированно развитой позицией потребителя. Как с точки зрения социальной психологии можно объяснить такое явление, как глобальное потребительство? Для этого необходимо оглянуться на демографию страны. 

Кто стал родителями в начале 90-х годов прошлого века? Люди старше 20 лет, то есть рожденные в 1970-1975 гг, во времена хиппи — «детей цветов», чей подростковый период пришёлся на перестроечные 1980-е, когда дефицит был главным словом в стране. А именно в подростковый период ребёнку хочется иметь много всего красивого, модного и по сути ненужного. В свою очередь их родители – «пятидесятники», не видевшие в детстве никаких изысков и деликатесов, не считали необходимым баловать детей, и два вида макарон на гарнир устраивали большинство советских семей.

Во второй половине 1990-х годов в детородный возраст вступили дети, рождённые в 1976-1980 годах. По большому счёту их воспитание мало чем отличалось от воспитания предшественников, разве что импортных вещей они видели чуть больше (кроссовки и джинсы стали модным трендом в СССР на долгие годы!) и «железный занавес» на их памяти уже приоткрылся, а вот застоялого социализма они помнить не могут.

Но вот дети 1970-х выросли и стали родителями. Их мышление более гибкое, чем мышление кондовых предков-пятидесятников и детей оттепели – шестидесятников. Да и страна выходит на новый виток, импортные товары появляются в свободном доступе, разрешаются поездки за рубеж, появляется иностранная валюта — всё это происходит на глазах детей-семидесятников. Поэтому они неплохо устраиваются в изменённых обстоятельствах и быстрее своих родителей и более старших товарищей адаптируются к постсоветской действительности и новейшей рыночной экономике. 

Дела у большинства таких молодых людей (читаем — молодых родителей) в развалившемся Союзе и образовавшейся России шли неплохо, но… Но времени на душевные разговоры не оставалось от слова совсем. На воспитание чад, соответственно, тоже.
К тому же дети-семидесятники предпочитали покупать любовь своего потомства яркими игрушками, импортными жвачками и брендовой одеждой — всем тем, чего им самим не хватило в детстве из-за мерзкого слова «дефицит».

А детки девяностых с лёгкостью принимали родительские подарки как должное, не задумываясь о том, что любовь в семье должна быть априори, а не за товарно-денежные отношения.

Если родители в 1990-2000 годах были успешны, то их дети не знали слова «нет». Они носили самые модные джинсы, ездили обедать в Макдональдс, отдыхать — за границу и, конечно, быстро сменили пейджеры на мобильные телефоны.
Они привыкли к тому, что по первому требованию «дай» родители спешили исполнить их каприз.

Сложнее обстояли дела в семьях, где родители-семидесятники не смогли стать успешными предпринимателями и перебивались от зарплаты до зарплаты (которая, как мы отлично помним, задерживалась годами, выплачивалась в натуральной форме или вовсе замораживалась). У детей, выросших в таких семьях, обострилось чувство несправедливости и классового неравенства.
Они прекрасно понимали с детства, что деньги решают всё, и дали себе слово, что не будут прозябать в нищете.

А вот выйти в люди сумели не многие просто потому, что образование стало платным, и получить достойный уровень профессиональной подготовки, чтобы обеспечить себе и своей семье безбедное существование оказалось для многих практически нереально. Да и ценности в России поменялись: высшее образование стало этикой карточкой вежливости и показателем платежеспособности человека (вернее его родителей). То есть, у кого деньги в начале нулевых водились, то обучали своих детей в вузах. А если доходы семьи этого не позволяли, то дети шли работать. И становясь самостоятельными, конечно, пытались восполнить пробелы своего детства — получить всё то, чего им не могли купить небогатые родители.

Демонстрация финансового благополучия

И вот в период с 2010 по 2015 год дети, рожденные в 1990-2000, стали транслировать новую систему ценностей. Систему, которая основывается на желании иметь. То есть брать и не отдавать. Они стали «покупать» друзей демонстрируя показную щедрость, «покупать» и «продавать» любовь, а если называть вещи своими именами, то проводить аукционы по выбору сексуального партнера. В новом поколении встречают по одежке, провожают по гаджету. 

Люди разделились на тех, кто имеет «товар», и тех, кто может предложить за него энную сумму денежных единиц. Причем рыночная схема взаимоотношений во всех сферах жизни не кажется им чем-то неправильным. Они свято верят в то, что любить можно только того мужчину, который зарабатывает как минимум в 2 раза выше средней зарплаты по региону, и ту женщину, которая тратит на свою внешность не меньше 3 прожиточных минимум в месяц. Иначе зачем жить и кому ты нужен?

А если не получается так жить,  то необходимо пустить пыль в глаза, набрав кредитов на новую тачку и влезть в ипотеку, не думая о том, сможешь ли ты вообще потянуть ту лямку, которую сам на себя натянул, подобно бурлаку на волге.
 
Так происходит потому, что подростковые комплексы родом из школьного детства остаются в головах людей навсегда и диктуют линию их поведения.

В результате мы имеем поколение «Дай», которое целенаправленно обесценивает нематериальную сторону жизни, просто потому, что оно привыкло к такому раскладу, получая вместо родительской любви и задушевных бесед роликовые коньки и новые игровые приставки. 

Есть и ещё один важный в социальном плане момент. Большинство представителей этого поколения не спешит связывать себя брачными узами и заводить семью, потому что цель их жизни — получение удовольствия, а не забота о других. Они часто вступают в неофициальные отношения, чтобы не иметь никаких обязанностей по отношению к партнёру и, что самое непостижимое, не ведут общий бюджет, каждый из таких «гражданских супругов» обеспечивает себя сам и планирует свои траты тоже сам, не советуясь с партнёром. 

А дети… Дети поколению «Дай» нужны только для галочки и социального статуса. Для девушек из малообеспеченных семей они являются эдаким крючком для ловли богатого мужа (только в таком случае им нужно охотиться на мужчин, старше себя минимум лет на 10 — в поколении, рождённом в перестроечное время и ранее, отцовство как нематериальное благо по сравнению со сверстниками ещё ценится).
Сегодня на дворе 2019 год. Наши потребители уже давно вступили в детородный возраст, следовательно в России уже появилось поколение «цифровых» детишек, рождённое поколением «Дай».

Возникает только один закономерный вопрос: какими станут эти дети? Как их воспитают родители из поколения ДАЙ?
Иногда даже страшно представить, какие ценности будут транслироваться своим чадам представители современного общества потребления…

ps
Эта проблема не уникальна. Европа тоже через неё прошла, но чуть ранее.
Именно проблемам цифрового общества и общества потребления посвящена третья часть саги «Кусочки», которая называется «Хроники XXI века. Потомки». Её действие происходит в нашей с вами современности. Вернее, уже с отмоткой назад: с 2012 по 2017 годы.

 
Категория: Идеи и темы | Просмотров: 82 | Добавил: Rina-Anyar | Теги: Социум, поколения | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 191 2 »
avatar
0
1
Сегодня это проблема целого среза эпохи. Которая длится уже не одно десятилетие, как мне кажется. Общество потребителей стало стремительно развиваться с 1993 года и по сей день темпов своих не сбавляет.
avatar
0
7
Согласна.
avatar
0
2
Да, блин... С этим сложно бороться!
avatar
0
8
А никто и не пытается. Бизнесу и банкам это выгодно.
avatar
0
3
Я рождена на стыке этих поколений, но, пожалуй, не понимаю ни первых, ни вторых.
Дети 80х почему-то любят СССР и мечтают в него вернутся ради мороженого за 15 копеек.... А дети 90х думают только о деньгах...
Я предпочитаю прятаться и от тех, и от других в своем волшебном мире, погружаясь в книги с красивыми историями, изучая опыт прошлых лет в различных государствах Европы и... Ища свой идеал. Идеал, которого, конечно, нет в нашем обществе. И который вряд ли кто из сверстников со мной разделит.
avatar
0
9
Смарточка, велкам на нашу лавочку непонимающих)
avatar
0
4
Иногда мне кажется, что болезнь "дай" неизлечима... Потреблядство возведено во главу угла в сознании не только  совсем молоденьких девушек, но и дамочек бальзаковского возраста, начинавшихся модных книжек в стиле "Как охомутать мужчину своей мечты".
avatar
0
10
Грубо, но правдиво.
avatar
0
14
Грубо, но факт)
avatar
0
5
Вот это вы хорошо отметили:
"Сразу хочу оговориться, что когда психологи и социологи говорят о «поколении», это не значит, что речь идёт о 100% представителей этого поколения".
Потому что многие люди очень критично относятся к причисление себя к тому или иному поколению .
avatar
0
11
Я вообще не любитель "под гребёнку" чесать.
avatar
0
6
По теме " Дай"... По-моему, это неисправимо в обществе, пока есть деньги. Ещё Аллегрова давным-давно высмеяла эту тему, спев песню " Девочка по имени хочу". Но народ язвы не понял, приписав певице свои же желания.
Самое время вспомнить Гоголя: Над кем смеётесь, господа? (С).
avatar
0
12
В разные времена потребительство появлялось в большей или меньшей степени.
avatar
0
19
Но никуда не исчезало...
avatar
0
13
Не вижу ничего плохого в том, чтобы стремиться иметь блага цивилизации: нормальную квартиру, автомобиль, технику.
Идеальная модель семьи: мама - с детьми, папа - с работой. Уикэнды - вместе.
Не знаю, что имеется в виду под потребительством, но когда есть спрос, то всегда едет предложение. А спрос а предметы быта и технку будет всегда! Мы люди и любим комфорт
1-7 8-9
avatar
Понедельник, 25.03.2019
16:34

Приветствую Вас Гость

Вдохнуть


Официальный представитель Портала ВКонтакте -

Официальный художник - Anton Yarko:


Поиск
Меню
Заметки на полях (новые статьи):
Календарь
«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Статистика

В Мире сейчас: 1
Проезжих: 1
Жителей 0