Автор текста: Мирра
Я на самом деле очень давно знаком с этой книгой, и читал её в качестве бета-ридера на протяжении нескольких лет. Еще в юности. Теперь она появилась в Интернете. чему я вдвойне рад.
С "Нереальной дружбы" начинается большая история о том, как юная принцесса становится взрослой и готовится к управлению королевством, буквально на глазах читателя из легкомысленной барышни дорастая до рассудительной королевы-консорта. Зачин, завязка, присказка... Легкая история в духе комедии положений. Да, сначала это так! Это та самая "случайность", которая стала причиной для целого ряда закономерностей... И которая привела в итоге к трону Карла I (исторический факт!).
Идейное наполнение
Казалось когда-то, что это будет романтическая история про нежную барышню. А вышло все не так вовсе. Это целая эпоха - эпоха, которая могла быть именно такой, как описано у Рины Аньярской. Коротко все романы из серии "Кусочки" можно охарактеризовать так: закат всесильной династии Тюдоров. Альтернативный закат.
И одной из основных идей саги я вижу противостояние "настоящести" и мишуры, доблести и чести и показной честности. Поверьте, выиграет тут достойный, а не наглый, благородный, но не плоский герой, у которого на месте и голова, и сердце и они - как это ни удивительно звучит - в гармонии меж собой!
Попробуйте отыскать сегодня книгу, где герой - не падший ангел, не оправдываемый малолетними поклонницами "привлекательный гад", которому можно все, потому что "не я такой, жизнь такая"? Проще всего, перечеркнув законы, переступать через других и считать, что цель оправдывает любые средства. Нет, это прошлый век - отвратительный 20 век, век самых страшных войн, породивших эту вшивую "истину".
Здесь иначе. Только тот, что сохранил свое лицо и остался человеком, способен считаться героем! Вот она - основная идея всей саги. Как, не утратив чести, выйти из самой пакостной ситуации? Не уйти в мир иной (зачем нам призывы к суициду?), не опустить рук (зачем нам герой-мямля), не сдаться на милость врага и не подставить спину под удар (христианские заповеди немного неверно истрактованы, имхо), а именно отыскать выход!
И эта тема начинается уже с первой книги. Хотя, конечно, в самой "Нереальной дружбе" в первую очередь поднимается тема лжи и полуправды. Но опять же - задача героев состоит в том, чтобы выйти из некрасивой ситуации.
Эмоциональная составляющая
Книга "Нереальная дружба" напоминает по эмоции "детство". На страницах появляется юная наследница трона ещё не совсем готовая к правлению. А в Англии нет пресловутого салического закона, поэтому передать корону братцам-Стюартам ей никто не позволит.
Зато в первой книге девушка встречает настоящих друзей! Таких настоящих, что даже позавидовать можно!
А всего книг 8. Чем дальше в лес, тем больше страстей, интриг, экшена и... взрослых проблем августейшей особы!
С каждой книгой детство все дальше отступает. Героиня растет, растут проблемы вокруг нее.
И если с первого взгляда может показаться, что наивная принцесса рыскает по городу в тайне от папы-короля, то уже в 3 книге откроется правда: никуда её одну не отпускают всегда за нею бдят те, кто головой за неё отвечает))) Просто девушка в силу своей юности этого не видит.
А мы, читатели, идем за эмоциями героев: романтичной барышни, деловой мещанки, благородного рыцаря, коварной интриганки, доброго короля-отца, мудрого премьер-министра, разгульного разбойника и расчетливого политика на должности канцлера.
Эмоции героев - это та тончайшая нить, которая пронизывает все книги саги. Сначала мы видим эти эмоции через действия. Во второй книге - через мысли. В третьей - через внутренние диалоги. Чем ближе читатель узнает героя, тем больше герой ему раскрывается.
В этом смысле мне нравится рефренчик - когда в середине 6-ой книги "Хроник 17 века" один из героев попадает в замок Линкольн (на обложке), с которого начинается действие "Нереальной дружбы", и в его памяти всплывает все то, что было больше года назад. Причем сцена, которая заняла в 1-ой книге всего пару строк, описывается едва ли не на страницу - с потоком сознания персонажа, который появился в его голове в те минуты, ещё в 1-ой книге...
Это удивительное свойство автора - писать сагу "слоями", один на другой накладывая, чтобы считывались эмоции, чувства и внутренний мир персонажей постепенно.
Чувственная составляющая
Любовь - двигатель прогресса! И истории. В прямом смысле слова. Как сказал в одной из экранизаций герцог Бекингем "Я политик такого уровня, что мне все можно". (За дословность цитаты не ручаюсь)
В общем, политика тоже делается людьми, а люди слабы. И идут на поводу своих чувств. Герои саги отличаются живостью ума, характера и чувств.
Искать в "Хрониках 17 века" плоских картонных персонажей нет смысла - каждый, даже второстепенный герой, раскрывается, словно бутон розы. Не сразу, конечно, не в первом абзаце своего появления, а от страницы к странице, от книги к книге. Никакого поверхностного восприятия "Кусочки" не терпят - читать нужно, впитывая информацию, как губка, и тогда герои покажут себя во всей красе! И, поверьте, в саге нет ни одного белого пятна (в отличие от той же Миледи А. Дюма, о которой не сказано ничего объективно-авторского и народ уже 200 лет фантазирует на ровном месте, какой она была "на самом деле").
Психологические описания внешности, мимики, условностей и особенностей поведения - всё это даёт целостную картину. И в итоге, когда персонаж начудит или выкинет коленце, в голове читателя складывается пазлик к пазлику. И каждый читатель сам себе может объяснить, почему так.
Конечно, не избежать и разночтений - настолько герои выпуклые, объемные, настоящие, что нет даже среди постоянных читателей Рины Аньярской однозначности и единодушия в оценке их действий. И это нормально: каждый судит с вершины своего жизненного опыта. Кому-то нравятся холодные красавицы, а кому-то живые. Кому-то - "плохие мальчики", а кому-то истинные рыцари.
Чего стоят наши дискуссии на форуме об отношениях тех или иных героев, пусть даже второстепенных! Чего там больше: любви или голимой страсти? Нежности и преданности или показного жеманства?
Но при этом любовные линии отнюдь не главные в этой истории, потому что главенствует здесь Время.
Историческая составляющая
Романы этого цикла, на мой взгляд, не совсем то, что принято считать альтернативкой. Потому что здесь нет нарушения закона времени! Если сказано 17 век - значит 17 век. Английские нравы, традиции и обычаи - значит именно английские, а не испанские или славянские.
Конечно, те, кто несколько не в теме, не заметили бы и подмены, но автор сам крайне придирчиво относится к историческим реалиям ВРЕМЕНИ, изменяя правящие династии, добавляя детей королям, женя героев по своему усмотрению. Всё это делается не в угоду фантазии (как в большинстве случаев - скрестить нескрещенное), а для того, чтобы не играть с реальными судьбами Сильных мира сего, чтобы не делать из королей Санта-Барбару. Поэтому появляются параллельные ветки в роду и действие происходит именно с ними. Кто не силен в генеалогии Тюдоров, Гогенцоллернов, Габсбургов и Бурбонов, не заметит даже этой подмены.
Но в итоге всё равно история расставит точки над ё и к власти придут те, кто пришёл к ней в исторических реалиях - революцию в Англии никто не отменял!
Во всех же остальных смыслах законы в "Кусочках" работают именно такие, какие работали в первой трети 17 века на Английской земле. Акт ассоциаций, каноническое право, отсутствие салического закона - это всё как было, так и есть.
То есть надо понимать - это не "английский ответ мушкетерам", хотя эпоха совпадает. Это не "Робины Гуды 17 века", хотя много аллюзий есть на лесное братство. И это даже не "Новые паладины Круглого стола". Это совсем другая история.
Это история о Благостном Короле, его наследницах и 40 рыцарях, защищающих трон до последнего вздоха.
Поэтому велкам все, кто любит исторический правдивый роман. Тут нет магии и подмены понятий. Зато есть сильные интриганы и безвыходные ситуации, из которых героям нужно всё равно отыскать выход!
Источник: author.today
|