Сегодня хотелось бы поговорить о том, каким образом фабула произведения влияет на судьбы героев. Да, немножко о литературоведении.
Сюжет и фабула
Для этого сначала разведем понятия «фабулы» и «сюжета», вспомнив школьный курс литературы.
Определения возьмём классические, из Литературной энциклопедии.
ФАБУЛА – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Простыми словами, фабула – это хронологически выстроенная последовательность событий произведения. Именно фабула отражает основную тему романа, которую выбрал автор для передачи читателю своей идеи.
Тема – это то, о чём написана книга. Идея – это то пресловутое «Что хотел сказать автор», которое так бесит многих школьников, не желающих вникать в суть художественного произведения.
Это же бесит и сегодняшнего читателя, желающего в большинстве своём не анализировать прочитанное, а привносить в художественный текст свои, отличные от фабулы и часто надуманные смыслы, не имеющие ничего общего с замыслом произведения и описанными образами.
СЮЖЕТ – отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. Сюжет есть форма развертывания темы; сюжет составляет динамический стержень композиции.
Иными словами, сюжет – это те действия, в которых раскрывается замысел автора. Он подразумевает использование тех или иных художественных средств, которые помогут раскрыть фабулу произведения:
• выбор типа повествования (от первого или третьего лица),
• последовательность преподнесения событий фабулы,
• акцентирование внимания на определённых событиях, авторские ремарки и отступления.
В Литературной энциклопедии читаем: «…фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; он организует фабульный материал, порой прихотливо варьируя и видоизменяя его».
Пояснять различие между фабулой и сюжетом принято на основе известного романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова:
«Так, например, построен сюжет «Героя нашего времени», где о смерти героя сообщается ближе к началу романа, в Предисловии к «Журналу Печорина», различные эпизоды его жизни поданы с нарушением хронологии, а о многих жизненных обстоятельствах либо ничего не говорится, либо сообщается вскользь».
Надо сказать, что несовпадение фабулы и сюжета характерно для произведений поздней эпохи, когда многообразие жанров требовало от автора изысков в преподнесении основной темы произведения, когда появилась необходимость достучаться до читателя, завоевать его вниманием, конкурировать с другими писателями.
Чем проще текст, тем последовательнее будет сюжетная линия, не забегающая вперёд и не возвращающаяся в прошлое.
Параллельные линии повествования
В крупных произведениях, таких как эпопея и сага, сюжет просто обязан скакать во времени, нарушая последовательность хронологических событий в угоду постепенному раскрытию образов и передаче идеи текста.
Более того, в крупных прозаических текстах всегда присутствует несколько сюжетных линий, вплетенных в одну фабулу и служащих для раскрытия основной идеи художественного произведения.
Так в романе всегда параллельно с линией главных героев развиваются 2-3 сюжетные линии второстепенных персонажей, чтобы сделать проблематику произведения более рельефной, выпуклой, показать, что социально-политическая сторона вопроса, заложенная в теме текста, так или иначе отражается на представителях разных семей/классов/нациях/профессий/иных социальных групп.
Второстепенные сюжеты нужны для более яркого вычленения основной линии на их фоне. Персонажи второго плана могут идеологически как вторить, так и противоречить главным героям книги. И их судьбы таким образом подчёркивают закономерность, выведенную автором в повествования, сюжете.
Каждый эпизод любой сюжетной линии – это своеобразная отдельная история, судьба персонажей, о который линия пишется. И вот здесь мы подходим к главному – к зависимости хода сюжета, и следовательно, типа личности героя, от фабулы и идеи текста. От фабулы и идеи, а не от желания аудитории!
Судьба и личность персонажа
Сейчас приведу свой незыблемый постулат, который неоднократно говорила как ученикам, так и по следователям, соратникам:
нельзя просто так взять и убить/женить героя.
Каждое событие в произведение должно не просто логически проистекать из предыдущего, но и иметь мотивированную часть, то есть быть необходимым для раскрытия идеи текста. Никто в романе не случается просто так ради сюжета.
Если судьба и личность персонажа пишутся в угоду авторскому эго, то это не художественный текст, а проецирование своих желаний на бумагу, по сути – психотерапевтическое действие, но не литература. Сегодня этим сплошь и рядом промышляют любители передать свои мысли и идеи придуманному «я-идеальному», а то и вовсе нагло содранному из чужого произведения образу, который такие люди тщетно пытаются примерить на себя и под себя переписать.
Есть и другая сторона медали: попытка сделать персонажа угодным серой массе и вложить в его голову шаблонные схемы, свойственные для абсолютного большинства современников. Это превращает книгу в беллетристику, которую противопоставляли высокой литературе ещё Белинский и Писарев – великие критики прошлых лет.
Подобный поворот сделает произведение чрезвычайно лёгким для чтения массами, позволит даже добиться популярности у представителей нижней ступени развития человека по пирамиде Маслоу. Но не заставит никого думать. Лёгкие книги и сериалы, где можно не вникать в сюжет, созданный по стандартному клише, без изысков, стали достоянием XX века и перевалил в век XXI.
Моё мнение – это не просто плохо, это крайне отвратительно, поскольку в очередной раз читателя кормят сластями, и от этого у него портится желудок, выражаясь словами Лермонтова.
И читатель забывает о том, что образы художественного произведения – это результат умственного труда и творческого замысла автора, который создал это самое произведение.
Как не нужно пытаться надеть чужую обувь, которая уже сношена по чужой ноге – удобно не будет, так и примерять на себя образы героев не стоит. Их писали не с вас и не для вас. Все совпадения – чистая случайность, означающая, что вы отличаетесь тем же типом мышления, который транслирует персонаж. И то не факт. Возможно, вам так только показалось и следующее действие вы уже не поймёте, оценивая поступки героя сквозь призму личностного восприятии – «А вот я бы так не поступил!».
Но герой – это не вы!
Герой не должен равняться читателю. Герой – личность, Читателей – масса и каждый уникален. А герой - один.
Именно поэтому судьба и личность персонажа не обязана вам нравиться. Она обязана раскрыть идею текста.
Задача читателя - внимать сюжету и анализировать текст. Книги - не развлечение. Книги - это способ саморазвития и самопознания. Для тех, кто ищет в художественной литературе только праздное времяпровождение, существует специальный стиль - беллетристика.
В следующий раз расскажу о 5 причинах, которые всегда влияют на судьбу героя вне зависимости от того, чего желают автор и читатели
Ну понятно, что даже в колобке есть глубокий смысл. Хотя мне его всегда было жалко - парень пострадал только за то, что ему стало тесно дома и он хотел увидеть мир. Какая-то уж больно однобокая сказка
Это непосвященному сложным кажется, а мне так бальзам на душу- юность вспомнила Собственно, почему я на сагу и подсела, что там все литературные законы соблюдаются, несмотря на то, что жанр - эклектика чистой воды.
Про фабулу я и не помнила уже ничего. да, что-то про журнал Печорина нам рассказывали, когда объясняли, что сюжет - это на самом деле не сюжет в обычном понимании. А вот "что сказал" автор всегда все по разному понимают.
Сейчас все, кому не лень, пишут от баллы, как им в голову взбредёт, не думаю об идее. Скорее думают о целевой аудитории. И поэтому одевают на героев ту самую чужую обувь.