Почему герой не обязан нравиться читателю - 20 Июля 2019 - Авторские откровения - Портал Рины Аньярской
| RSS


Авторские откровения


Главная » Авторские откровения » Идеи и темы» Почему герой не обязан нравиться читателю

 
Истории создания миров [5]
Как появлялись и развивались миры, что становилось точкой отсчета для них.
Истории появления сцен [9]
О том, откуда и как писателям приходят отдельные яркие сцены
Истории появления персонажей [27]
Герой может прийти на песню, фотографию, картинку или даже запах. Вот просто прийти и заявить о себе!
Писательская кухня [12]
Немного размышлений по ходу работы над книгами.
Идеи и темы [51]
Немного литературоведения и философии.
Пазлы воспоминаний [7]
Забавные совпадения, воспоминания автора о книгах и героях, пазлик к пазлику.
Вопросы и Ответы [1]
Вопросы читателей к автору произведений.
Лирика [2]
Стихи, не вошедшие в книги
14:36
Почему герой не обязан нравиться читателю

» 2019 » Июль » 20

Сегодня хотелось бы поговорить о том, каким образом фабула произведения влияет на судьбы героев. Да, немножко о литературоведении.

Сюжет и фабула

Для этого сначала разведем понятия «фабулы» и «сюжета», вспомнив школьный курс литературы.  

Определения возьмём классические, из Литературной энциклопедии.

ФАБУЛА – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.


Простыми словами, фабула – это хронологически выстроенная последовательность  событий произведения. Именно фабула отражает основную тему романа, которую выбрал автор для передачи читателю своей идеи. 

Тема – это то, о чём написана книга. 
Идея – это то пресловутое «Что хотел сказать автор», которое так бесит многих школьников, не желающих вникать в суть художественного произведения. 
Это же бесит и сегодняшнего читателя, желающего  в большинстве своём не анализировать прочитанное, а привносить в художественный текст свои, отличные от фабулы и часто надуманные смыслы, не имеющие ничего общего с замыслом произведения и описанными образами.

СЮЖЕТ – отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое.  Сюжет есть форма развертывания темы; сюжет составляет динамический стержень композиции. 


Иными словами, сюжет – это те действия, в которых раскрывается замысел автора. Он подразумевает использование тех или иных художественных средств, которые помогут раскрыть фабулу произведения:
•    выбор типа повествования (от первого или третьего лица),
•    последовательность преподнесения событий фабулы,
•    акцентирование внимания на определённых событиях, авторские ремарки и отступления. 

В Литературной энциклопедии читаем: «…фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; он организует фабульный материал, порой прихотливо варьируя и видоизменяя его».


Пояснять различие между фабулой и сюжетом принято на основе известного романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова:

«Так, например, построен сюжет «Героя нашего времени», где о смерти героя сообщается ближе к началу романа, в Предисловии к «Журналу Печорина», различные эпизоды его жизни поданы с нарушением хронологии, а о многих жизненных обстоятельствах либо ничего не говорится, либо сообщается вскользь». 


Надо сказать, что несовпадение фабулы и сюжета характерно для произведений поздней эпохи, когда многообразие жанров требовало от автора изысков в преподнесении основной темы произведения, когда появилась необходимость достучаться до читателя, завоевать его вниманием, конкурировать с другими писателями. 

Чем проще текст, тем последовательнее будет сюжетная линия, не забегающая вперёд и не возвращающаяся в прошлое. 

Параллельные линии повествования

В крупных произведениях, таких как эпопея и сага, сюжет просто обязан скакать во времени, нарушая последовательность хронологических событий в угоду постепенному раскрытию образов и передаче идеи текста. 

Более того, в крупных прозаических текстах всегда присутствует несколько сюжетных линий, вплетенных в одну фабулу и служащих для раскрытия основной идеи художественного произведения.
Так в романе всегда параллельно с линией главных героев развиваются 2-3 сюжетные линии второстепенных персонажей, чтобы сделать проблематику произведения более рельефной, выпуклой, показать, что социально-политическая сторона вопроса, заложенная в теме текста, так или иначе отражается на представителях разных семей/классов/нациях/профессий/иных социальных групп. 

Второстепенные сюжеты нужны для более яркого вычленения основной линии на их фоне. Персонажи второго плана могут идеологически как вторить, так и противоречить главным героям книги. И их судьбы таким образом подчёркивают закономерность, выведенную автором в повествования, сюжете. 

Каждый эпизод любой сюжетной линии – это своеобразная отдельная история, судьба персонажей, о который линия пишется. И вот здесь мы подходим к главному – к зависимости хода сюжета, и следовательно, типа личности героя, от фабулы и идеи текста. От фабулы и идеи, а не от желания аудитории!

Судьба и личность персонажа

Сейчас приведу свой незыблемый постулат, который неоднократно говорила как ученикам, так и по следователям, соратникам: 

нельзя просто так взять и убить/женить героя. 

Каждое событие в произведение должно не просто логически проистекать из предыдущего, но и иметь мотивированную часть, то есть быть необходимым для раскрытия идеи текста. Никто в романе не случается просто так ради сюжета.

Если судьба и личность персонажа пишутся в угоду авторскому эго, то это не художественный текст, а проецирование своих желаний на бумагу, по сути – психотерапевтическое действие, но не литература. Сегодня этим сплошь и рядом промышляют любители передать свои мысли и идеи придуманному «я-идеальному», а то и вовсе нагло содранному из чужого произведения образу, который такие люди тщетно пытаются примерить на себя и под себя переписать. 

Есть и другая сторона медали: попытка сделать персонажа угодным серой массе и вложить в его голову шаблонные схемы, свойственные для абсолютного большинства современников. Это превращает книгу в беллетристику, которую противопоставляли  высокой литературе ещё Белинский и Писарев – великие критики прошлых лет. 

Подобный поворот сделает произведение чрезвычайно лёгким для чтения массами, позволит даже добиться популярности у представителей нижней ступени развития человека по пирамиде Маслоу. Но не заставит никого думать. Лёгкие книги и сериалы, где можно не вникать в сюжет, созданный по стандартному клише, без изысков, стали достоянием XX века и перевалил в век XXI.

Моё мнение – это не просто плохо, это крайне отвратительно, поскольку в очередной раз читателя кормят сластями, и от этого у него портится желудок, выражаясь словами Лермонтова. 

И читатель забывает о том, что образы художественного произведения – это результат умственного труда и творческого замысла автора, который создал это самое произведение.

Как не нужно пытаться надеть чужую обувь, которая уже сношена по чужой ноге – удобно не будет, так и примерять на себя образы героев не стоит. Их писали не с вас и не для вас. Все совпадения – чистая случайность, означающая, что вы отличаетесь тем же типом мышления, который транслирует персонаж. И то не факт. Возможно, вам так только показалось и следующее действие вы уже не поймёте, оценивая поступки героя сквозь призму личностного восприятии – «А вот я бы так не поступил!».
Но герой – это не вы!

Герой не должен равняться читателю. Герой – личность, Читателей – масса и каждый уникален. А герой - один. 

Именно поэтому судьба и личность персонажа  не обязана вам нравиться. Она обязана раскрыть идею текста.

Задача читателя - внимать сюжету и анализировать текст. Книги - не развлечение. Книги - это способ саморазвития и самопознания. Для тех, кто ищет в художественной литературе только праздное времяпровождение, существует специальный стиль - беллетристика. 

В следующий раз расскажу о 5 причинах, которые всегда влияют на судьбу героя вне зависимости от того, чего желают автор и читатели
Категория: Идеи и темы | Просмотров: 821 | Добавил: Rina-Anyar | Теги: литературоведение, Герои, роман | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 15
avatar
0
1
Как все сложно-то!!
avatar
0
8
Лёгкое чтиво - это только сказки) и то в конце мораль часто прописывается.
avatar
0
9
Ну понятно, что даже в колобке есть глубокий смысл. Хотя мне его всегда было жалко - парень пострадал только за то, что ему стало тесно дома и он хотел увидеть мир. Какая-то уж больно однобокая сказка sad
avatar
0
12
Эта сказка иллюстрирует представление славянского народа о том, что за пределами деревни - одни неприятности и лучше её не покидать.
avatar
0
13
Спасибо за пояснения!
avatar
0
10
Это непосвященному сложным кажется, а мне так бальзам на душу-  юность вспомнила  biggrin  Собственно, почему я на сагу и подсела, что там все литературные законы соблюдаются, несмотря на то, что жанр - эклектика чистой воды.
avatar
0
11
Спасибо! Да, я следую правилам, но разрушаю стереотипы, переходя из одного жанра в другой.
avatar
0
2
Про фабулу я и не помнила уже ничего. да, что-то про журнал Печорина нам рассказывали, когда объясняли, что сюжет - это на самом деле не сюжет в обычном понимании.
А вот "что сказал" автор всегда все по разному понимают.
avatar
0
7
Да, фабула - это канва, скелет. А сюжет - мясо, можно так сказать.
avatar
0
3
Я, как филолог, как говорится, подписываюсь под каждым словом!
avatar
0
6
Во мне тут тоже больше литературовед говорит и редактор)))
avatar
0
4
Вдумчивое чтение всегда полезно))
avatar
0
5
Это да, но свойственно оно малому количеству читателей.
avatar
0
14
Сейчас все, кому не лень, пишут от баллы, как им в голову взбредёт, не думаю об идее. Скорее думают о целевой аудитории.
И поэтому одевают на героев ту самую чужую обувь.
avatar
0
15
Есть такая тенденция, надеюсь, она не задержится надолго.
avatar
Чт, 21.11.2024, 23:49

Приветствую Вас Гость

Вдохнуть

(по e-mail для пользователей 2017 г.)

Официальный представитель в ВК -

Официальный художник - Anton Yarko:


- Меню -

Страница в Издательстве
Animedia


- Поиск -

- Ответы -
Женя ответил(а):
Прочел 18 глав. Детские диалоги прекрасны! Они такие насквозь настоящие и непосредственные >>>
16.11.2024 - 12:34

Женя ответил(а):
В том, что Райт молодец, я никогда не сомневался. А Кормилов мог бы с него пример взять. Т >>>
16.11.2024 - 12:31

Женя ответил(а):
>>>
16.11.2024 - 12:22

Женя ответил(а):
Король - просто супер! up >>>
16.11.2024 - 12:19

Женя ответил(а):
Нашли же где-то его такого!  Очень похож! >>>
16.11.2024 - 12:19

Женя ответил(а):
Это точно! Особенно для тех, у кого нет ВКонтакте. >>>
16.11.2024 - 12:18

Женя ответил(а):
Суровый граф вышел. Верю, что держит в узде всю Англию. >>>
16.11.2024 - 12:15


- Календарь -
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031


- Архив -


- Статистика -

В Мире сейчас: 18
Проезжих: 18
Жителей 0

Сегодня в Мире были: nielappel85