Часто читатели, дойдя до Эпилога, недоумевают, почему в серии про XVII век нет хеппи-энда при всех образовавшихся в ходе сюжета слагаемых и предпосылках для него.
Многие задаются вопросом, почему «такие классные» персонажи в итоге не могут победить обстоятельства, почему им не хватает считанных минут до полного счастья. Бывает, что звучат обвинения в пропаганде позиции жертвы.
Но это отнюдь не так.
Скорее, напротив, вся серия призвана показать современнику, что ни к чему хорошему излишняя жертвенность, как правило, не приводит. Поэтому и не стоит уподобляться паладинам прошлого, тем более сегодня, живя в мире намного бОльших возможностей и свобод.
Его Величество XVII век
Обращаясь в художественном сюжете к эпохе, когда жертвоприношение себя и своего счастья на алтарь государства и короны было нормой, я показываю, как это было тогда и почему не могло быть иначе.
Если человек шёл на смертный бой, вручая свою жизнь и свободу Судьбе (читай – богу), судьба принимала сей дар благосклонно, но ничего не давала взамен. Она ведь не обещала подобной ценой преподнести жертве счастье, верно?
Впрочем, жертва и не пыталась его требовать:
люди того времени нормально относились к необходимости поступиться удобствами и личным пространством ради чести, достоинства и стабильности трона. Христианство, простите. Пусть даже в английской его версии.
Именно поэтому в серии «Хроники XVII века. Наследие» не случилось «главной свадьбы», которую так ждали читатели. Не случилось даже тогда, когда она уже вполне могла бы состояться. Потому что помимо объективных преград были ещё и субъективные тараканы, а вот это уже серьёзно. Ну не мог паладин XVII века поступить иначе. Не мог он ради собственного счастья пожертвовать стабильностью государства и честью дочери короля.
Не мог. Это был бы не паладин.
Это был бы не рыцарь.
Это был бы не XVII век.
Поэтому личное счастье приносится в жертву абсолютным большинством тех персонажей, которые скованы социальными узами со своим происхождением – королевским или герцогским саном.
Потому что так было положено.
Закрой глаза и думай об Англии.
Слагаемые успеха
Но читатель, находясь над повествованием, осведомлён значительно лучше героев и раньше их узнаёт о появлении тех самых чудесных условий, которые смогут всех сделать счастливыми. Только об этих условиях не ведают персонажи… И поступают сообразно нормам морали своего времени, сообразно установленным рамкам сословий и приличий.
Вот и получается, что они кладут своё личное счастье на алтарь трона, даже не допуская мысли, что может быть иначе. И опаздывают с открытием возможностей – кто за четверть часа, кто на годы…
Судьба-злодейка, заранее зная, как разложены карты, не станет никому подсказывать как быть, какой путь выбрать. Это должно подсказать человеку сердце. Судьба может лишь дать прозрачный намёк: не спеши, подумай, прежде чем идти на закланье… А вот услышит его человек или не услышит – зависит исключительно от его воспитания, привычек и характера.
Главные герои – истинные дети своего времени, просто не могли увидеть и услышать этих тоненьких едва заметных намёков… Сумела только Ирена, но… было уже поздно (ибо сама виновата, что оступилась, выйдя по ложной записке из дворца). И спорить с Райтом, принявшим благородное и правильное по тем временам решение, времени у неё уже не оставалось. как и возможности его переубедить не было.
Касательно дня сегодняшнего мораль всей басни такова:
прежде чем отказаться от собственного счастья, трижды подумай – кому от этого станет лучше? Быть может… никому?
Согласна! С одной стороны, нельзя убивать героя только для того, чтобы выжать слезу из читателя. А с другой стороны, натягивать сову на глобус, рисуя счастливый конец со свадьбой на три дня и три ночи там, где его не могло быть, чревато громкими "не верю" со стороны литературоведов и вдумчивых читателей. Нужен баланс. Золотая середина.