В Сети можно встретить множество высказываний о любви к себе и собственном достоинстве. Но также со многими можно поспорить.
Например, расхожая фраза о бриллианте, который упал в грязь, но не перестал от этого быть бриллиантом, как-то умалчивает о том, насколько это неприятно – оказаться в окружении неродственных тебе душ. Да ладо, если бы только окружали неприятные люди, но ведь принятые среди них схемы взаимодействия никак не подходят для того, кто изначально находился в другой среде или просто имеет более тонкую душевную организацию.
Оговоримся, что в рамках данной статьи под словом «блеск» мы понимаем таланты и душевные качества «бриллианта» – человека с высокими моральными качествами.
Бытие определяет сознание
Так или иначе, а бытие определяет сознание. Поэтому, если долгое время так и валяться в грязи, бездействуя, то можно потерять свой первоначальный «блеск», данный природой. То есть растратить чистоту души, уподобиться тем, кто ранее вызывал лишь недоумение.
Конечно, это не касается того бриллианта, который сам по доброй воле решил сигануть в грязь – так скажем, чтобы испытать новые эмоции, поэкспериментировать с жизнью. Но таких, как правило, меньшинство. А большинство «упали» вовсе не по своей воле…
И в итоге общество начинает отыгрываться на тех, кто не вписывается в их привычный круг, выделяясь из него своими душевными качествами:
На тех, у кого большое сердце.
На тех, кто может творить, добиваться целей и вообще имеет наглость реализовывать свою мечту.
На тех, кто чего-то в этой жизни действительно стоит.
На тех, кто просто лучше во всех смыслах этого слова.
Ничто так не раздражает обывателя. как «блеск» неординарной личности, Все мысли сводятся к одной: «ты смеешь быть лучше нас? Тогда мы втопчем тебя в грязь, пусть даже это будут надуманные обвинения!»
Такое поведение проявляется в любых мелочах: язвительность. издевки, притеснения, ложные доносы и т.д. человек, не обладающий талантами и высокими моральными качествами никогда не простит соседу такого обладания.
Но если бы только на межличностных конфликтах все заканчивалось… Отношение к системе ценностей человечества проявляется в отстаивании прерогативы массового искусства как вершины и унижения признанных искусствоведами мировых шедевров… Как ни смешно это звучит на первый взгляд.
Сложное и непонятное – отрицается
И вот мы подходим к самой главной мысли, ради которой я пишу этот очерк:
Недалеким людям с плоской душой проще всего опустить на свой уровень того, кто хоть на одну ступеньку стоит выше, чем попытаться поднять к нему.
Становиться лучше? Развиваться? Учиться? Зачем, если можно просто скинуть Пушкина с корабля современности, заявив, что Гений устарел, и ввести в моду ломанные строфы и хромую рифму, тексты с матами и орфографическими ошибками, заменить грамотно составленные слова искусственно вымученными двойниками с непродуктивными суффиксами, гордо обозвав их окказионализмами, а потом и вовсе отменить знаки препинания, как лишние и ненужные (потому что сложно и непонятно – учиться надо!) элементы системы.
Эта тенденция началась в конце 19 века и задела все сферы искусства: музыку, живопись, словесность, хореографию, архитектуру – прекратив его из высокого и доступного для понимания лишь развитым личностям в массовое, часто безвкусное и пошлое.
И вот, «наевшись» дешевых сладких подделок с кричащими красками, искаженными формами и отсутствием смысловых связей между элементами, люди перестали замечать то, чем восторгались лучшие умы прошлых столетий.
Проще говоря, народ «опопсел»…
Да ладно бы просто «опопсел», признавая что не дорос до высокого искусства. Но ведь повсюду звучит ровно противоположное мнение: это высокое искусство, оказывается, отжило своё и на его место теперь закономерно приходят новые форм: проще, понятнее, доступнее. Такие, впитывая которые, не надо даже думать.
О содержании, конечно, речи вообще не идет, потому что такое понятие как «идея» большинству искаженных форм просто не присуща, как бы ни пытались заявить об обратном «творцы» этого безобразия.
Более разумно было бы просто сказать: я этого не понимаю, но признаю, что это основа- основа, из которой выросли остальные жанры/направления. Но нет же, наши «продвинутые» имхисты кричат, что только то, что нравится им – многозначное. бесформенное, сломанное – и есть вершина искусства. Хотя по факту часто это может быть абсолютное дно или пародия.
И сразу вспоминается принцип пирамидки Маслоу: чем большему количеству людей нравится определенный жанр искусства, тем больше оно отражает насущные потребности, являясь массовым, а следовательно, тем ниже на ступеньках этой иерархии находится.
Согласитесь смешно сравнивать серьезные оперы с рекламными музыкальными элементами или частушками, классический роман – с анекдотом или постом в соцсети, полотна великих живописцев – с карикатурами и артами.
А ведь находится огромная масса людей, отстаивающих ущербное (не побоюсь этого слова) мнение, что именно анекдоты, частушки и карикатуры «выше» классического искусства, где форма всегда в гармонии с содержанием и соблюдается закон триединства (а кто из читателей вообще знает – что это?).
Причина такого переворота с ног на голову проста – человек не хочет признавать, что он попросту не дорос до понимания вершин духовных ценностей.
Ему проще противоречить, искажать, ломать и заявлять «я так вижу». Имхистика в очередной раз процветает и берет верх над обучением и талантом. И имхистика диктует не подняться к высокому, а скинуть Пушкина, Глинку и Брюллова с «пьедесталов почета», нивелировав их достижения.
Так и хочется сказать: не умеете оценить, так хотя бы не отрицайте очевидные заслуги.
И здесь вскрывается суть человечества 20-21 веков, которая отражается уже не только в отношении к высокому классическому искусству, но и в отношениях друг к другу:
Унижая других, такие люди возвышаются в собственных глазах и глазах своей референтной группы, состоящей из таких же недалеких умов и неразвитых душ.
Увы, это сплошь и рядом. Но ярче всего иллюстрирует тенденция подростковая среда. О ней подробнее написано в «Заметках на полях».
Желание спустить того, кто находится на ступеньку выше, чтобы иметь право говорить, что он ничуть не лучше других, – это удел слабых душ.
И такие люди, конечно же, категорически не согласятся с данной статьей и даже приложат усилия, чтобы закидать её комьями «грязи», потому что признать нежелание учиться и развиваться они не смогут никогда.
Тут много различных механизмов работает: и неприятие непонятного, и отрицание "столпов"... Почему так- не знаю. Но не очень приятно общаться с людьми, которые не признают никаких учений, это факт. Нигилистов нынче хватает по-прежнему(((
"Бытие определяет сознание" - это неоспоримый факт.
"Проще говоря, народ «опопсел»… Да ладно бы просто «опопсел», признавая что не дорос до высокого искусства. Но ведь повсюду звучит ровно противоположное мнение: это высокое искусство, оказывается, отжило своё и на его место теперь закономерно приходят новые форм: проще, понятнее, доступнее. Такие, впитывая которые, не надо даже думать." - я не против попсы, жвачки и кока-колы. но только когда кто-тоне навязывает свое мнение мне.Пусть он существует в своей попсе с жвачкой и кока-колой рядом, но не в моем пространстве.