В любом тексте, особенно художественном, не должно быть ненужных мелочей, которые никак не влияют на сюжет, тему и смысл произведения.
Даже если это научный трактат, то отступления от темы не помогут автору донести мысль до читателя. Приведение лишних примеров, не раскрывающих суть рассматриваемой проблемы, будет только раздражать тех, кто желает докопаться до истины. Точно такие же правила работают и в художественном тексте, только приёмы и стилистика отличаются.
Как говорил классик, если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в третьем оно обязательно выстрелит.
Переводя с аллегорического на понятный: если вы указали в произведении на ту или иную деталь, акцентировали внимание на образе, поступке или предмете, значит, у данной линии должна быть своя кульминация, которая и покажет, с какой целью автор ввёл в повествование указанную деталь, да ещё и заострил на ней внимание читателя.
Если кусок текста написан ради того, чтобы просто написать и вставить – это графомания, и такому автору лучше вести бессвязный блок ради красивых текстов, не объединённых логикой. А произведение – это всегда единый целостный организм, в котором не может быть ничего лишнего.
На примере «Наследия»
Переходя от теории к практике, хочу сказать, что каждая сцена во всех восьми книгах «Наследия» так или иначе несёт смысловую нагрузку.
Деталь: обнажённые руки
Например, когда Туд Обермэйн в первый раз касается руки Ирены («Нереальная дружба»), он замечает уплотнения на её пальцах. Для юноши это сигнал, что девушка не белоручка. Он делает вывод, что она всё-таки из мещанской семьи, а не содержанка аристократа, что не прописывается словами, но в понимании 17 века само собой подразумевается, поскольку только аристократки не работали руками. И выражается это в одной фразе стража:
Руки обоих были обнажены, и юноша почувствовал на фалангах среднего и указательного пальчика новой знакомой маленькие уплотнения, а на внутренней стороне ладони – свежие мозоли. «Интересненько… – отметил про себя весельчак. – Чем это она ручки натёрла?»
Пояснять читателю все мысли юноши в данный момент вовсе не обязательно, достаточно того, что он заметил натруженные руки девушки, поэтому посчитал себя вправе общаться с нею на равных. По факту же эти уплотнения – след от повода и тетивы. Ирена не любит перчаток и часто ездит верхом и стреляет из лука без них.
И именно об этом говорит Джером в конце второй книги («Весна в душе»), целуя руки принцессы:
«Твои руки…. Они нас и тогда ввели в заблуждение. Это не руки принцессы-неженки. Вот след от тетивы… А это – от повода. Ты часто ездишь верхом без перчаток»
Таким образом, то, что почувствовал и понял Туд, объясняется словами Джерома через некоторое время. Конечно, подразумевается, что и остальные стражи, касавшиеся пальцев девушки, не могли не заметить этого уплотнения на её фалангах. Просто Туд был первым, кто сделал это «в кадре», здороваясь с Иреной. Ранее никто из стражей её ладоней не касался.
И такая деталь, как мозоли и уплотнения, важна для раскрытия образа девушки, поэтому она должна быть прописана. Но – только раз. Ведь акцентировать внимание на том, что каждый из сорока мужчин, коснувшись ладони принцессы, убеждался, что девушка работает руками, а не является содержанкой, было бы по меньшей мере глупо. Особенно, когда читатель уже знает, кто перед ним.
Кстати, само высказывание Остина Вендера тоже возникло не просто так –Ирена действительно часто появляется «в кадре» без перчаток. Это крохотное обстоятельство позволяет ей получить более интимный тактильный контакт с мужчинами, в том числе Красным Джоном, что не было принято в те времена.
Кавалеры никогда не касались руки не своей дамы без перчаток! Ирена нарушает и этот закон, что характеризует её не просто как свободолюбивую принцессу, но и как девушку, разрушающую рамки и законы канонической Англии. Недаром и отец говорит в ответ на её просьбу про орден:
«Ты что же, хочешь все английские законы переиначить?»
В этом вся Ирена. Ей претит лесть, которая процветает при дворе, ей хочется свободы и естественности. И именно игнорирование наследницей перчаток подчёркивает её живой характер, её «настоящесть» – создадим такое слово.
В связи с этим вспоминается фраза графини из «Собаки на сене» Лопе де Вега: «Сквозь плащ руки не предлагают!» Это означало, что дама намекает на максимальную интимность ситуации, в которую она попала: у неё руки обнажены, у Теодоро руки обнажены, и такое прикосновение ладоней в XVII веке допускалось только между самыми близкими людьми: супругами и членами семьи. Конечно, влюбленные тоже стремились коснуться обнаженных ладоней друг друга. Для большинства зрителей это ни о чем не говорящая деталь, в то время как для знатока этикета того времени она скажет очень много.
Так же происходит и в «Наследии».
Ирена регулярно нарушает общепринятые правила дворцового этикета, позволяя своим рыцарям то, что не позволительно даже первым пэрам. Прикосновения обнажённых рук становятся символом духовной близости Ирены и её друзей. Вспомните, что до стражей, она позволяла такой жест только Брюсу, своему верному конюху.
Ирена спустилась к конюшням, шагнула в проём двери и подала Брюсу руку. Мужчина слегка коснулся обнажённых пальчиков наследницы – такой жест давно стал их символическим приветствием. Когда никто не видел, принцесса и конюх пользовались своим тайным знаком.
А вот ещё одна важная деталь из первых книг: в месяцы с августа по апрель, когда Ирена и Райт были в разладе, по стечению обстоятельств руки принцессы при общении с рыцарем всегда были затянуты перчатками. Например, сцена обнаружения трупа Беркли из книги «Весна в душе»:
«Вдруг совершенно неожиданно из-за холма показалось тело с торчащим из груди острым клинком. У Ирены перехватило дыхание, на миг она отшатнулась назад и побледнела, а Джон почувствовал, как дрогнули её пальчики в тонкой перчатке. Он обеспокоенно посмотрел на девушку и почему-то отпустил её ладонь».
А вот момент после того, как Райт усмирил свою обиду:
«– Пробил час… – прошептала наследница и, поймав ладонь Джона, крепко её сжала.
Он ответил ей тем же. Это прикосновение обнажённых рук принцессы и рыцаря стало первым с тех пор, как вскрылась правда о её сане».
После победы в суде Райт перестаёт дуться на свою принцессу. И это ознаменуется интимным соприкосновением их пальцев. Только объединившись, принцесса и рыцарь доказали всем свою силу. Рукопожатие обнажённых ладоней после процесса над Кеннеди повторилось ещё дважды. Таким образом эффект усилился и волшебное в христианстве триединство возымело силу над обидой Джонатана, успокоив его душу.
Деталь: обучение фехтованию
Другой важный момент, сыгравший значительную роль в саге, – это обучение юной принцессы искусству фехтования «(Шоколадное дельце» и «Новый сюрприз»). Девушка и ранее неплохо управлялась с клинком, но Джером заметил в её работе недочёты и решил их исправить.
Зачем? Ради спортивного интереса? Ведь никто в королевстве не имеет права скрестить клиники с наследницей престола.
Но если бы это было так, то уроки Ирены и Джерома не занимали бы значительного места в 3 и 4 книгах «Наследия», а Кинтайр не прозвал бы Остин Вендер «Учителем». Поэтому эти уроки непременно должны были «выстрелить» в сюжете, что и произошло в книге «В поисках утраченного», когда Ирену и Джерома, отрезанных от основного кортежа, окружили неприятели.
В одиночку юноша, хоть и являлся одним из лучших фехтовальщиков английского двора, вряд ли бы справился с десятком вооруженных противников. И в том, что победа досталась меньшинству, сыграло немаловажную роль длительное обучение принцессы искусству фехтования, которое началось еще в подростковом возрасте, а Остин Вендер лишь отточил её умения и навыки. Герои в этой сцене стоят спина к спине, не позволяя никому подкрасться сзади, прикрывая друг друга. Ирена отражает удары, не подпуская неприятеля, Джером же нещадно убивает всех, кто попадается под его клинок, зная, что спина его прикрыта. Пока он слышит лязг оружия за плечами, можно не беспокоиться за названную сестру, не оборачиваться и не отвлекаться, что важно. Поэтому битва с противником, превышающим героев в числе, оказалась не очень длинной.
Не будь в предыдущих книгах прописаны многочисленные уроки фехтования, которые Ирена получала от Джерома, которые проводила вместе с Джулией Роквелл, прекрасно владеющей шпагой, а иногда и с Токкинсом (смена противника тоже очень важна!), победа двух молодых людей во Франции не смотрелась бы правдоподобно.
Кстати, что касается исторического момента: в странах Европы путешествие женщины в мужском платье и владение клинковым оружием вовсе не было редкостью, поскольку в дороге случалось всякое, и дамы предпочитали уметь за себя постоять наравне с мужчинами, а не падать в обморок и становиться легкой добычей насильников и убийц.
Я могу продолжать бесконечно, рассказывая о месте и значении каждой детали в «Наследии», но для этого понадобится не одна статья, поэтому «на сегодня хватит дуэлей» (с).
Про этикет - очень здорово Вы объяснили, но я подумал, что те, кто в курсе, могут просчитать нарушение этикета не специальной задумкой, а незнанием канона.
Когда в тексте все продумано, это просто сундук с сокровищами для литературоведа Я сознательно вводила ещё аллюзии и реминисценции, а некоторые параллели возникали сами по себе, в частности с легендами саксов и Толкиеном. Это где-то на уровне подсознания жило.