Продолжаем разговор о двойных стандартах в разные времена.и пытаемся проникнуть в суть вещей. Часть первая здесь.
Средневековье
Большинство преступлений в Средние века были связаны с наживой – это первая причина жестокости людей. То есть грабежи на побеждённых землях были нормой для того времени. Люди ещё не ступили на путь гуманистического развития, не имели высоких идеалов, и щадить врага не умели. Их этому просто не научили.
Нельзя их винить в том, что они творили, когда захватывали чужие города, сжигали их, унося с собой добро и умерщвляя жителей. Это было нормой поведения воина в те жестокие времена.
Воины убивали не ради своего удовольствия, а потому что так было положено: если не ты – значит тебя. Закон Джунглей.
Что касается второй причины для жестокости, то ею стала религиозная нетерпимость. Да, большинство священнослужителей того времени оказались яростными фанатиками своей церкви и не желали слышать ничего против. Поэтому бесконечные костры заполыхали на территории Европы и Руси.
Но так не могло продолжаться вечно. Шила в мешке не утаишь, люди видели и знали, что на земле существует много чего, что противоречит учению церковников. И просвещение постепенно вкладывало в умы новых поколений, что не всё то золото, что блестит, и не все слова попа – истина в последней инстанции, которой нужно безоговорочно верить. И великие географические открытия подтвердили слова Коперника, отрицавшего церковную догматику сотворения плоского мира.
Да и сами попы к тому времени стали уже не искренними фанатиками, которые строили христианскую церковь в X-XI веке. Примерно с XIV столетия стало всё чаще проявляться тенденция, когда в священники люди уходили ради выгоды и власти. При этом они отнюдь не были благочестивыми, а скорее, напротив: самые страшные развратники и повесы появились именно в числе этой касты… И многочисленные внебрачные дети Пап Римских тому подтверждение… Про рядовых аббатов и простых монахов просто молчу.
Это привело к тому, что «у кормушки» появились не истинно верующие, а хапуги, уютно устроившиеся на всём готовом: церковную десятину никто не отменял.
То есть опять же получилось так, что над натурой человека взяла вверх первая причина для насилия над ближним – нажива. Не секрет, что на костёр (не считая евреев и цыган) отправляли не ведьм и колдунов, а неугодных соседей. Ничего не напоминает? ЧК и 37 год – точь-в-точь!
Преемственность
Моё глубокое убеждение – корни этой грязной тенденции в низких душонках человекоподобных существ возникли именно тогда, когда высшей ценностью стало не служение Богу, а богатство. Роскошные палаты, вкусная трапеза и с десяток наложниц – это ли не предел мечтаний любого, кто добрался хоть до какой-то да власти? Не польза народу, не открытие новых земель, не культура и искусство, а именно нажива и низшие радости из века в век составляли смыл жизни людей у «кормушки»…
Когда ценности исказили смысл существования человека в этом мире, человек стал искажать ценности.
Прикрываясь монашеской сутаной, многие священники совершали такие жуткие дела, что даже у современных маньяков волосы на голове поседели бы, окажись они в допросной инквизитора хотя бы просто свидетелем…
И постепенно причиной для доставления боли другому человеку снова стало желание самоутвердиться… Ведь если у тебя есть всё, что хочешь, остаётся только реализовать самодурство!
То есть получается замкнутый круг из четырёх этапов развития общества:
1 этап. Сначала искренне человек НЕ понимает, что чужая жизнь имеет ценность, поэтому убивает, потому что так надо – он так привык. Ему нужно выжить, а иного способа, нежели устранить врагов, нет. Так срабатывает базовая потребность к выживанию в агрессивной среде (колыбель человечества).
2 этап. Потом человек понимает, что чужое добро можно использовать себе во благо, а власть над людьми даёт ряд преимуществ. Жизнь монетизируется. власть даёт неограниченные возможности для удовлетворения своих нужд (детство человечества).
3 этап. Понимание «плюшек» на втором этапе приводит к тому, что человек начинает стремиться к власти и достатку как самоцели, накоплению ради накоплений, потреблению ради потребления. При этом он идёт по головам ближних, считая, что они недостойны жить в этом, земном мире, лучше, чем живет он. Развиваются нездоровый эгоизм и гордыня людей, принадлежащих к верхушке сословной иерархии (подростковый период человечества).
4 этап. Достигнув вершины и став почти всемогущим на вверенном ему клочке земли (будь то Император Священной Римской империи или помещик в русской глуши), человек даёт развитие своим порокам. И снова боль и насилие становятся нормой, только теперь уже не ради наживы и выживания (как в колыбели), а ради удовлетворения садистских наклонностей. Увы, этот «минус» присущ абсолютному большинству представителей человека разумного. Причём в отличие от воинов первой ступеньки развития общества, здесь люди прекрасно осознают, что они творят зло, причиняют страдания, и делают это потому, что не боятся наказания (перманентное осознанное вредительство).
Такая градация не означает, что все 100% населения были подвержены порокам. Конечно, в каждом сословии находились как негодяи, так и добропорядочные честные люди. И именно жизнь по чести является мерилом человеческой морали.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой – помните? Гуманистическая ценность, доступная пониманию единиц. А вот поспорить с нею горазды многие.
Почему?
Потому что опять же работают двойные стандарты: мне можно, другим нельзя. И это показатель низкого умственного и морально-нравственного развития личности. Причём, если для глубокого Средневековья это было характерно в силу отсутствия просвещения, то сейчас объяснить наличие такой позиции просто невозможно ничем кроме грубости самой души человека, её чёрствости, эгоизма, напыщенности и меркантильности.
Иными словами, жить по чести – значит поступать по совести в соответствии со своими морально-нравственными принципами, мерилом которых становятся дела и отношение к ближнему, особенно тому, кто слабее.
Помнится, как-то на вопрос подруг «как отличить настоящего гада от бахвала», я сказала следующее: «Если человек унижает того, кто слабее, кто не может ему ответить, просто ради собственного удовольствия, это плохой человек и нет ему прощения».
Если человек – г..но, то он будет самоутверждаться за счёт тех, кто здесь и сейчас слабее: старики, женщины, дети, бесправные лица. И прятаться в толпе, когда придёт время отвечать за поступки. Тот, кто смел лишь за спинами соратников, не смел по духу. И не важно, к какому сословию к какой нации или расе он принадлежит.
"Нельзя их винить в том, что они творили, когда захватывали чужие города, сжигали их, унося с собой добро и умерщвляя жителей. Это было нормой поведения воина в те жестокие времена. " - в том и дело, что основным ремеслом для мужчины была военная служба. Если ты не крестьянин и не мастер (кузнец, пекарь, сапожник, портной), то будь любезен, бери оружие и топай защищать рубежи Родины. Разорение чужих территорий было нормой в развивающемся обществе долгие столетия или даже тысячелетия. Это нельзя даже сравнивать с современным беззаконием в действиях отдельных лиц. Официально их все будут обвинять и обличать, от простого гражданина до президента. Что каждый подумает на самом деле - это уже его личное дело и отражение его внутреннего мира. Но по общепризнанной морали нападать и разорять, мародерствовать нынче типа нехорошо.
по общепризнанной морали нападать и разорять, мародерствовать нынче типа нехорошо.
И при этом весь 20 век погряз в войнах. Все знают, что это нехорошо, но торговля оружием так обогащает... что невозможно от этого отказаться. Также все знают, что наркотики - это плохо. Но торговля наркотиками так выгодна... И в результате люди сами же нарушают те правила, которые провозглашают.
Когда это закончится и мы войдем в эру морально-нравственного роста. вообще непонятно. Все гуманистические заявления, которые делаются в последние 400 лет, так и остались по факту только на бумажках. мы, конечно, идем по пути развития и уже намного более лояльны к некоторым вещам. Например к человеческой жизни в целом. Хотя многочисленые проводимые опросы даже среди россиян часто показывают, что они очень даже за возвращение смертной казни.
Просто каждый думает, что это все коснётся других, но не его, ведь он умный и умет заметать следы)) В 1937 году тоже так думали.
Хорошее определение: "жить по чести – значит поступать по совести в соответствии со своими морально-нравственными принципами, мерилом которых становятся дела и отношение к ближнему, особенно тому, кто слабее".