Говоря о практике применения двойных стандартов в истории, воинов и священников я взяла как самый наглядный пример, ибо это основные занятия для мужчин во все времена, и особенно в Средние века как среди славян, так и на Западе. А как ни крути, общество Европы и Руси всё-таки строится на патриархате.
В эпоху Просвещения появились другие профессии, и уровень ответственности людей за свои и чужие жизни несколько вырос. Но… увы и ах, преступления против чести и достоинства третьих лиц уменьшились не за счет того, что люди стали лучше относиться к себе подобным, а за счет того. что карающая рука власти стала длиннее.
Преступления в развитых обществах не совершаются только тогда, когда люди боятся получить за них наказание…
Именно поэтому я не могу назвать 4-й этап ни взрослением, ни зрелостью. И так происходит по сей день
Вот в таком состоянии мы и приплыли к нашей современности. Формально есть законы, перед которыми все равны. Но фактически одни ими пользуются как дышлом, а другие и вовсе подтирают ими зад в туалете. Найти управу как на первых, так и на вторых возможно. но крайне проблематично, ведь обычно у них длинные руки и толстые кошельки.
Как такое называть?
Не иначе как двойными стандартами, которые признаны всеми слоями населения от законотворцев и миротворцев до рядовой бабушки с укропом на стихийном рынке:
Пришёл полицай – выручку отдавай.
Иначе бит будешь.
Тысячу лет назад люди знали, что ценность их жизни равняется нулю и если пришёл победитель, то ему решать: истребить всех жителей города или даровать им жизнь и позволить работать себе на благо. Рядовой крестьянин понимал, что он живёт на чужой земле на птичьих правах и не пытался прыгать выше головы, пока не появилась возможность уходить в города и становиться ремесленниками или купцами, осваивать новые профессии: рабочих, моряков, военных. Пока не открылись новые горизонты для развития.
Никаких иллюзий по поводу завоевателей и узурпаторов у средневекового человека не было. .Да, не было прав, но не было и разочарований от их нарушения.
Голословных заявлений о мире, равенстве и братстве тоже не было.
Я не говорю, что так лучше и правильней. Лишь констатирую факт – так было. Таков был закон, и все его знали.
Поэтомулет 500 назад жизнь была намного проще и прозрачнее с точки зрения морально-этического взаимодействия между людьми.
Или кто-то ещё сомневается, что в раннем Средневековье с правами и законами было хуже, чем сейчас?
Сложно не согласиться с тем, что в давние времена существования феодального строя и абсолютной монархии всё было проще и прозрачнее. Но это не значит - лучше, увы. Вообще человечество еще не выдумало идеального строя, при котором всем было бы хорошо. Просто потому, что культурное развитие масс далеко до идеала. И еще мне понравилось то, что Вы отмечаете ответственность каждого как нечто пока недостижимое, поскольку наказание выступает как кнут, который сдерживает желание совершать преступления против чести другой личности и собственной совести. Впрочем, у некоторых слоев общества есть управа на любое наказание, поэтому они и принебрегают многими правилами. У кого в руках власть, у того в руках сила. Что же касается низкой морали, присущей современному человеку, то увы, это пока объективная реальность, с которой невозможно ничего сделать. Люди не совершают плохого не потому, что не хотят его совершать, а потому что не хотят получить это самое наказание за свои поступки. Поэтому, многие личности, когда знают что "никто не увидит и не узнает", способны совершать отнюдь не добрые дела. Пусть это не будут убийства и предательства, но это могут быть измена (адюльтер), воровство или злоупотребление служебным положением. Надеюсь, что короновирусный год заставит людей о многом задуматься. И когда мы войдет в новую Эпоху развития, всё-таки в головах людей произойдет сдвиг, система ценностей немного изменится... Люди начнут ценить добро как данность. Любить и уважать друг друга, терпимее относиться в ближнему, не разделяя на "наших" и "чужаков". Когда люди поймут, что все мы одинаковы, что все мы - "люди" как вид на единой для нас планете, но у каждого есть свои особенности, все мы неповторимы, и нельзя никого винить за то, что он не такой, как ты - вот тогда наступит всеобщее счастье. Но это, мне кажется, утопия...
Мораль была иной. Всегда находились желающие пролезть повыше по головам ближних. Но хотя бы какие-то рамки, сдерживающие от произвола, тоже были. Церковные в частности. Люди боялись какого-то наказания "потом", согласна, поэтому старались быть благоразумными, но они верили, что Господь всё видит. И хотя бы по причине этого страха меньше дурного совершали. Что не так уж и плохо, если брать во внимание низкую образрванность абсолютного большинства и неумение аналитически мыслить.