Я заметила, что читатели делятся на две категории: тех, которые обращают внимание на детальное описание внешности персонажа, и тех, которые опускают их.
Вероятно, так делается потому, что изначально люди видят на месте героя себя, своего знакомого, родственника или артиста. А быть может, просто не интересуются внешностью тех, о ком читают. В итоге периодически в отзывах возникает фраза про «красавицу», которая находится в центре повествования.
При этом в тексте чёрными буквами по белому (или жёлтому – в зависимости от читалки), сказано, что Ирена рядом с Анжелиной была былинкой на фоне розы. Что она не отвечала эталонам красота и самым притягательным в ней были только глаза. И из книги в книгу эту особенность её внешности отмечают многие мужчины: НЕ красавица, но мила и очаровательна. Причём это не субъективное мнение какого-то одного персонажа или автора. Это соответствие эталону красоты XVII века.
Разберём этот эталон по полочкам.
Женский идеал XVII века
В отличие от глухого и слепого Средневековья, когда идеалом считалось болезненная бледность, худоба, безбровный лоб и выцветшие белёсые волосы, с расцветом Эпохи Возрождения в женщине стала цениться именно женственность. То есть округлые формы, которые позволят ей без лишних проблем выносить и выкормить (условно говоря) ребёнка.
Для контраста с предыдущей эпохой волосы дам на картинах художников потемнели. В жизни брюнетки перестали пользоваться золотой пудрой и высветлять локоны, чтобы добиться желаемого эффекта золотого блеска. Появиться в свете без тугих кудрей было просто немыслимо – чем более замысловатой окажется причёска – тем лучше.
При этом в моде по-прежнему светлая кожа, но оттенённая ярким живым румянцем. Когда своего румянца нет, придётся использовать косметику.
Взгляд красавицы тоже должен отвечать веяниям моды, поэтому он становится игривым и кокетливым. В галантный век жеманность дамы возводится в ранг абсолюта. Женщина знает, что является предметом мужских желаний, поэтому чувствует над противоположным полом власть, которую охотно применяет для достижения своих целей. А чтобы применять эту самую власть, нужно подчеркнуть женственность: открыть грудь. руки, поставить акцент на губах.
Томность и безжизненность окончательно вышли из моды. Человек Ренессанса хотел жить и любил жизнь во всех её проявлениях, Поэтому красавица XVII века должна была отличаться:
высоким ростом с роскошной фигурой (признак богов с Олимпа – дань античности),
тёмными выразительными глазами,
тёмными и желательно кудрявыми волосами,
светлой кожей с ярким румянцем.
Красавицы в моих книгах
А теперь – внимание вопрос! У кого такая внешность в «Наследии» (1623-1625 гг.)? Правильно, у двух девиц: Анжелины Линкольн и Джулии Роквелл. Собственно, именно они и являются общепризнанными красавицами при дворе Ричарда Благостного и принцессы Уэльской. Остальные в сравнении с ними не могли считаться соответствующими эталону.
Другой разговор, что красота вообще – понятие очень субъективное. И если одному мужчине нравятся жгучие брюнетки, то другой предпочитает нежных блондинок, в то время как третий заглядывается на игривых рыжеволосых.
Дело вкуса и определяет, кто с кем в паре и кто кому симпатизирует. Но леди совершенство для XVII века является отнюдь не Ирена, как бы грациозна и мила она ни была. Незаметное очарование всегда раскрывается при личном общении. Если же мимо обыкновенного жителя эпохи Возрождения прошли бы две девушки: Ирена и Анжелина – то внимание привлекла бы явно вторая, но никак не первая.
Это объективно для своего времени.
Что касается романа-противостояния «Надежда умирает последней» (1643 г.) то бесспорной общепризнанной и вожделенной красавицей здесь является Ленитина де Сентон: черноволосая, кареглазая, статная, пышногрудая девица а ля Белоснежка. Именно вокруг неё и из-за её красоты развивается первая, видимая невооружённым глазом, поверхностная интрига романа. Как говорится, «невеста слишком хороша», чтобы на неё не облизнулись и церковники, и сильные мира сего.
Но это не значит, что Ленитину нельзя любить по-настоящему. Разумеется, жених видит в ней не красивую куклу, а много больше, ведь знает её с детских лет. А вот большинству мужчин ослепительная красота девушки мешает разглядеть остальные достоинства юной души: в частности её художественный талант, который поощряют меценаты.
Монастырская подруга главной героини – Мари-Анж Клер, хоть и звалась «ангелочком», мало общего имела с идеалами красоты своего времени. Бледная, светловолосая, слишком нежная и хрупкая, чтобы носить титул красавицы в эпоху, когда возрождался культ тела, она была лидером среди товарок скорее благодаря своему норову, чем внешности. И снова это тихое очарование располагает к настоящим искренним чувствам со стороны мужчины, а не к похоти, когда сердце перед Мари-Анж раскрывает её давний поклонник…
Нельзя не упомянуть и о третьей героине романа, которая частенько бывает «в кадре» и также слывёт красивой. Это Мадам Генерал. Она высока – её рост сравним с ростом молодого мужчины, её адъютанта, который отнюдь не считается карликом. Первый признак красавицы Ренессанса имеется. Но кудри Клодин не чёрные, а золотые. То есть она уже не тоненькая блондинка, как дань красоте XVI века, а рыжая. А теперь вспомним, что делали с рыжими в Средневековье? Правильно – сжигали на кострах, причём заживо. Варварское время инквизиторов прошло. Гугенотов, хоть и считают еретиками, в целом пока (ключевое слово – пока) не трогают. Но именно рыжеволосой становится их лидер в Нанте.
Рыжая красотка в мужском костюме с холодным сердцем – это двойной символ борьбы и противоречия: мало того, что женщина в штанах, да ещё и рыжая. Ну точно – ведьма по понятиям своего времени, где пережитки Средневековых страхов ещё оставались в сердцах и умах людей. Поэтому молодая женщина считается довольно привлекательной внешне, но её образ жизни и её принципы находятся на грани дозволенного – мускулинности.
И вряд ли бы кто-то из знавших Мадам Генерал мужчин мог позволить себе о ней фривольные мысли эротического характера так, как допускались они в сторону Ленитины де Сентон: нежной, беспомощной и женственной красавицы, созданной для семьи и дома. Своим стальным характером Клодин покорила лишь двоих мужчин, имена которых не буду спойлерить. чтобы не раскрывать перед читателем все карты.
Наверное, ошибки возникают потому, что в современности именно блондинки ценятся выше. По моим наблюдениям, каждая вторая девушка, решившая сменить свой русый классический на другой, красит волосы в блонд. Намного реже первой покраской становится рыжий тон или темный.
Красота - понятие не только субъективное, но и относительное, в том числе во времени и пространстве. Поэтому я предпочту сова "гармоничное лицо" или "гармоничная фигура", нежели "красивое.
Красота женщины в 17 веке - самая вкусная и адекватная за всю историю человечества. Подчеркнули грудь, волосы и лицо, а ноги спрятали. Нечего посторонним на них пялиться.