Изначально, начиная писать «Кусочки», я решила не играться с реальными историческими лицами, вводить их по минимуму и лучше «за кадром».
Но мы можем решить, что угодно, а рулят всё равно персонажи. В итоге на страницах романов всё-таки появились королева Елизавета I, королева-мать Мария Медичи, кардинал Ришельё, Людовик XIII с женой Анной Австрийской, герцог Орлеанский, принцесса Генриетта Мария, герцог Бэкингемский, шотландский король Джеймс (Яков) VI с сыновьями и его дочь Елизавета Богемская, герцог де Шеврёз, курфюрстина Бранденбургская и ещё несколько мелких не очень знаменитых исторических лиц. Вот о них и хотелось бы сегодня рассказать.
Бэкингем
Да, пожалуй, будущему первому министру Англии наглости не занимать. Я понимала, что моё время в саге пересекается со временем действия в «Трёх мушкетёрах» Александра Дюма, поэтому большинство ассоциаций у читателей будет именно с ним. Англичанин всё-таки. поэтому изначально выпроводила герцога за пределы острова, «назначив» его министром иностранных дел и послом в Испанию. К тому же это было необходимо по той причине, что он мог легко и непринуждённо опознать в Джиме Токкинсе того, кем этот Токкинс на самом деле является, и тогда итоги заседания суда сложно было бы предсказать…
Благополучно завершив эпопею с судом, я и думать про Бэкингема забыла, как он появился вдруг при написании пятой книги. Нарисовался – не сотрёшь, как говорится. Пожелал участвовать в заседании парламента по вопросу бракосочетания принцессы Уэльской. Ну, думаю, ладно, раз такое дело, дадим ему пару слов, коли просится в кадр. Заодно и обрисуется, что он – преемник Дешторнака, который уже немолод. Надо же как-то обыграть то, что премьер-министром при Карле I в итоге станет именно Бэкингем, раз у меня, в отличие от исторических реалий, он не является протяже короля Джеймса. Просто будет Карлу рекомендован как хороший политик, сумевший многого достичь за короткий срок. Оттого и титул повыше рангом ему дали, чтобы он спокойно мог в качестве посла в Европу кататься. Выслужился так сказать.
Но на этом дело не закончилось. Кульминацией герцога в книге является его разговор с принцессой в романе «Свадьба». Вернувшись из Шотландии, Ирена задаёт послу один невинный, на первый взгляд, вопрос, который заставляет герцога превратиться в буйного зверя. изрыгать проклятья и даже ругаться непристойными словами в присутствии венценосной дамы. В чём причина такого поведения Бэкингема, не расскажу – сами узнаете, когда прочтёте. Но нрав герцога эта сцена отлично иллюстрирует.
Мария Медичи и её семья
Французскую королевскую семью не показать было никак нельзя – всё-таки Ирена приезжает к ним и проводит в Лувре не один день. Но заранее я не задумывалась, какими будут Мария, Анна и Людовик. Вот вообще не ставила перед собой цели скопировать исторические прототипы. Всё равно люди в большинстве своём знакомы с ними по экранизациям Дюма, поэтому пытаться донести до читателя максимум правды – это всё равно что биться с ветряными мельницами. И я решила пойти по наитию, доверившись своему внутреннему чутью.
Конечно, объективная биография каждой персоны изучалась скрупулёзно. Но характеры показанные в художественной литературе и в кино, не брались в расчёт от слова никак.
Так Мария предстала передо мной мрачной вдовой под стать Екатерине Медичи, если не хуже – ведь в тёмном омуте известно кто водится. Её в книге крайне мало, но, как уверяют бета-ридеры, этого достаточно, чтобы понять. кто тут в замке главный. Королева, уже находясь по факту в опале, позиций не сдаёт.
Людовик у меня уже не мальчик, но ещё и не полноправный король. Во многом оглядывается на Ришельё, не зная, как лучше поступить. Пытается показать свою значимость перед двором, особенно – протестантами, но совершенно не интересуется женой. Собственно, исторически так и было, тут я ничего нового не открываю.
А вот Анна моя оказалась особой интересной – себе на уме. Не дурочка, но и в политику не лезет. осторожничает, хотя контакты с английской принцессой наладить пытается. По своей ли воли, по научению ли братца – не понятно, но двойное дно в каждом её слове и жесте сразу бросаются в глаза. Ирене эта молодая женщина кажется странной.
Думаю, что такая Анна вполне могла бы пихнуть Бэкингему подвески. не задумываясь о последствиях. а потом рвать и метать, чтобы их вернуть)) Но это всё тоже исключительно художественный вымысел Дюма. Исторически Анна была мельком знакома с английским герцогом, который приехал на свадьбу по доверенности юной принцессы – представлять сторону жениха. Но впоследствии Бэкингем, действительно, оказывал королеве знаки внимания и искал её общества. Есть даже предположение, что пытался её соблазнить, но Анна устояла. Моя Анна – дама себе на уме – как раз из тех, кто умеет пустить пыль в глаза, а сделать всё по-своему.
Принцесса Генриетта Мария – юное очаровательное создание, ещё наивное и романтичное в силу своего возраста. Девушка, которой предстоит повзрослеть, когда на голову её мужа опустится топор. Но до этого далеко, ещё 20 с лишним лет, а пока принцесса восторженно мечтает о жизни при английском дворе и переживает, понравилась ли она жениху.
Генриетта, последний ребёнок короля Генриха IV, унаследовала от отца желание быть любимой и нравиться придворным. Но от яростной католички-матери, она уяснила одну догму: в Рай попадёт только католик. И это, пожалуй, станет тяжёлым крестом для будущей королевы, которая упорно не желала принимать англиканство, из-за чего вызвала недовольство собой английской знати и даже на свадьбе собственной дочери присутствовать не могла. Но у юной Генриетты это всё впереди, а пока перед нами – чистое создание с пушистыми ресничками, выполняющее просьбы старшего брата из уважения, а вовсе не по политическим причинам. Она ещё не совсем понимает, в какую игру ввязалась, она ещё дитя, мечтающее о любви.
Была ли ребёнком в свои 15 историческая невеста Карла, мне неведомо – русскоязычных источников, рассказывающих о юных годах принцессы, на момент написания книги я не обнаружила. Поэтому посчитаем то, что принцесса явилась передо мной чистейшим созданием, единственно возможным вариантом в рамках саги. Именно такая она полюбила в дальнейшем Карла. Именно такую её полюбил первый король Англии и Шотландии. Гастон, герцог Орлеанский – принц по прозвищу «вечно второй», наследник французского трона на момент действия саги. Мы видим его лишь мельком, после разговора Генриетты и Ирены, но этого хватает, чтобы понять – у принца непростой нрав и несладкий характер. А какие цели он преследует своей деятельностью, и вовсе не разгадать.
Сцена с Гастоном, появившаяся, словно вспышка, меня крайне заинтересовала и заставила почитать в интернете то, что пишут о принце. А пишут, надо сказать, не очень много: гуляка, мот, дебошир, человек, отличающийся не очень высокими моральными качествами. Французы крайне не хотели видеть его на престоле своего государства..Собственно, портрет Гастона в «Кусочках» мало чем отличается от реального принца. Во всяком случае, от того, что известно нам из сухих выжимок русскоязычных источников.
О других исторических лицах, появившихся на страницах саги. расскажу в следующий раз.
Вернувшись из Шотландии, Ирена задаёт послу один невинный, на первый взгляд, вопрос, который заставляет герцога превратиться в буйного зверя. изрыгать проклятья и даже ругаться непристойными словами в присутствии венценосной дамы.
О да! Это было сильно!
Цитата
О других исторических лицах, появившихся на страницах саги. расскажу в следующий раз.
Лоббирую за рассказ, как нарисовалась Блистательная Королева!
Исторически Анна Австрийская и герцог Бэкингемский познакомились во время венчания по доверенности принцессы Генриетта Марии. То есть 11 мая 1625 года.