Как редактор, я не устаю повторять тем авторам, с которыми работаю, что в качественном тексте должна быть железобетонная логика и продуманность до мелочей.
Мелкие детали, которые вводятся в повествование, всегда появляются не случайно.
Это можно сравнить с работой оператора, когда на несколько секунд акцент ставится на определённую деталь в интерьере или одежде. Как правило, эта деталь имеет значения для фильма: она либо пригодится в будущем, либо имеет смысловую аллегорически нагрузку, в частности, эмоциональную.
Так и в тексте, будь он художественный, публицистический или даже научный. Только чётко выстроенная логика позволяет расположить детали по местам в том порядке, в котором они помогут читателю вникнуть в суть текста, понять смысл написанного и уловить идею автора.
Ещё раз повторюсь, эта догма работает в любом жанре.
Логика построения текста
Если автор отвлекается от основной линии изложения материала или сюжета повествования, уходит в дебри без должной подготовки к тому читателя, то такой текст не будет восприниматься адекватно. Если у автора не причёсаны мысли, то и донести их смысл до читателя он никогда не сможет.
Кто ясно мыслит – ясно излагает.
Любое произведение должно быть логичным. Любое. Даже эссе.
Автор может сколько угодно оглядываться на такие приёмы как поток сознания, создающий ощущение сумбурности мыслей персонажа. Но если то, что этот поток должен показать, непонятно самому автору или написано невнятно, то вряд ли кто из читающих постигнет суть авторского замысла. Нострадамусов и Ванги среди аудитории, как правило, нет.
Поэтому, если хочешь донести мысль, то доноси её логически, аллегорически или как угодно, но не сумбурно.
События должны проистекает одно из другого, что не исключает всевозможных отступлений в виде флешбэков и текста в тексте, смены рассказчика или даже лица, от которого ведётся повествование. Достаточно вспомнить классический пример – «Герой нашего времени», о котором я писала ранее
Логика текста – не равно строгая хронология
Логика призвана раскрыть образы и донести идею. Именно под логику подбираются отдельные сцены и выстраивается их последовательность.
И здесь важно раскрыть содержание через понятную большинству форму. Прозрачные намёки и реминисценции считают не все. Создать текст, понятный абсолютно всем и каждому в принципе невозможно. Всегда найдётся охотник «читать между строк», привнося своё видение в произведение. Или тот, кто читает по диагонали, не заботясь о смысле. О таких издержках восприятия художественного текста можно написать отдельный очерк.
Но со своей стороны автор просто обязан сделать всё, чтобы большинство представителей его целевой аудитории считывали замысел на раз. Собственно, саму эту аудиторию тоже необходимо хорошо знать и затачивать логику повествования под её особенности.
О том, как детали помогают понять авторский замысел, поговорим в следующий раз на примере текстов из «Наследия».
Конечно. В своем глазу, как известно, бревна не видишь. Но если открываешь чужое произведение, требования сразу поднимаются на уровень "экстра-максимум".
Мне, кстати, нравится, когда в тексте запутана хронология. Но логика, действительно, не должна от этого страдать. Если разложить мозаику по порядку, то рисунок выстроится полноценный, без пропусков важных частей.
Люди делятся на два психолотипа: тех, у кого сначала эмоция и слова, потом рефлексия и тех. у кого после эмоций - оценка ситуации, потом слова. И увы, их не переделать))